«Фармацевтический вестник», 2015, N 22
КОНТРАКТ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Фармпроизводители могут получить особые гарантии при реализации своих проектов
Министерство промышленности и торговли с 1 июля может участвовать от имени Российской Федерации в разработке и заключении специальных инвестиционных контрактов (СИК), а также осуществлять контроль за их исполнением. В министерстве надеются: новая форма взаимодействия с инвесторами — специальные контракты — привлечет инвестиции в российскую промышленность, в том числе и в фармацевтическую. Однако, чтобы схема заработала, необходимо менять действующее законодательство. Вопрос, как скоро это произойдет.
Что такое СИК
Понятие специального инвестиционного контракта ввел ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», принятый в декабре 2014 г. и вступивший в силу 30 июня 2015 г. Следующим этапом стало Постановление Правительства РФ N 608 от 19.06.2015, наделившее необходимыми полномочиями Минпромторг. Теперь ведомство разрабатывает порядок заключения СИК и его типовую норму. Проекты документов уже опубликованы на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Согласно Закону «О промышленной политике», контракт может быть заключен, если речь идет о создании нового промышленного предприятия и выпуска на нем промышленной продукции либо о модернизации существующих мощностей. Проект порядка заключения специальных инвестиционных контрактов добавляет к этому предприятия, внедряющие новые технологии в ходе мероприятий по охране окружающей среды и включенные в перечень комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности. Согласно приказу Минпромторга N 1751 от 29.06.2015 пока в этом перечне фигурирует только одно фармпредпириятие — «Марбиофарм», входящее в Группу компаний «Биотэк». Тем самым законодательно количество претендентов на заключение специальных инвестиционных контрактов ограничивается теми, кто строит новые или модернизирует свои производственные мощности. В документе пока не идет речи о компаниях, реализующих, например, проект по разработке и выпуску нового лекарственного препарата. При этом представители Минпромторга на встречах с потенциальными инвесторами уточняют: на самом деле все может быть по-другому. «Закон говорит, что это должно быть вновь создаваемое производство, но как будет на практике — покажет время. Будут оцениваться конкретные проекты», — сказал на одной из конференций зам. директора Департамента фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга Дмитрий Колобов.
Специальный заказ
Контракт заключается не более чем на 10 лет. Конечный срок определяется для каждого конкретного проекта исходя из бизнес-плана. Формула стандартная для всех: срок выхода проекта на проектную операционную прибыль плюс еще пять лет. Если же бизнес-план предусматривает выход на проектную прибыль через более чем 10 лет, то срок контракта ограничится десятью годами. Согласно проекту типового специального инвестконтракта, в период действия контракта инвестор получает две меры поддержки: налоговые льготы, соответствующие поправки в Налоговый кодекс подготовлены, но еще не приняты, а также заключение госконтракта на поставку товаров или услуг как с единственным поставщиком. По словам зам. генерального директора компании STADA CIS Ивана Глушкова, именно госконтракты и интересны инвесторам. Таким образом, при заключении специального инвестконтракта у компании будут налоговые льготы, и пять лет гарантированных продаж. Чтобы обеспечить последний пункт, необходимы поправки в ФЗ «О контрактной системе». Такие поправки уже подготовлены и направлены на рассмотрение в Госдуму. Как утверждает зам. директора Департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития Сергей Икрянников, депутаты начнут рассматривать документ осенью текущего года. В законопроекте указывается, что компания, с которой заключен СИК, имеет право стать единственным поставщиком своего товара на срок, не превышающий срок инвестконтракта. «Это действительно хорошая конструкция. Думаю, она была бы интересна многим компаниям», — говорит Иван Глушков. Правда, эксперт сомневается, что нормативные акты примут достаточно быстро. Может быть, Минпромторг и хотел бы побыстрее реализовать специальные инвестиционные контракты на практике, ведь его задача — привлекать инвестиции. Но конечный получатель продукции фармкомпаний — Минздрав, у которого совсем другие задачи.
Оригинальная деталь
Есть еще один интересный момент: в законопроекте о внесении изменений в Закон «О контрактной системе» говорится, что государство будет закупать товары, не имеющие аналогов в России. Если это так, то круг заинтересованных в специальных инвестконтрактах промышленников будет довольно узок. Тем более, если речь идет о фармацевтических компаниях. Одна из целей Закона «О промышленной политике» — увеличение промышленных мощностей. Именно для этого вводятся специальные инвестиционные контракты. Но нужны ли России новые фармацевтические производства? В последние несколько лет в нашей стране открылось несколько новых фармзаводов, и уже сейчас встречаются недогруженные мощности. Может быть, есть необходимость в строительстве площадок для производства субстанций, но тут возникает вопрос реализации, государство не закупает субстанции. Лекарства государство закупает, но речь идет об оригинальных препаратах. Пока, если следовать логике проектов документов, специальные инвестиционные контракты необходимы для привлечения иностранных производителей оригинальных препаратов, чтобы они пришли в Россию, построили здесь собственные заводы и выпускали свою продукцию. Но зачем им производить оригинальные препараты, не имеющие аналогов, если Россия и так будет их покупать, ведь аналогов-то нет?! Впрочем, речь идет не о свершившемся факте. Минпромторг, похоже, действительно развернул масштабную работу в этом направлении. Документы будут дорабатываться и в конечном итоге, возможно, в практику будет внедрен вполне эффективный способ поддержки инвесторов в фармпромышленность.
Е.КАЛИНОВСКАЯ
Подписано в печать
09.07.2015