«Фармацевтический вестник», 2010, N 41
ДМИТРИЮ МЕДВЕДЕВУ ПРЕДЛАГАЮТ ВСТАТЬ ЗА ПРИЛАВОК ГРУДЬЮ
РОЗНИЧНЫЕ ОПЕРАТОРЫ БОЯТСЯ, ЧТО ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПОГУБЯТ АПТЕЧНЫЙ БИЗНЕС
Отраслевые лоббисты взывают к президенту Дмитрию Медведеву, надеясь сохранить льготный режим уплаты страховых взносов и налогообложения для аптечных сетей. Законопроект, предусматривающий двухлетний переходный период установления более низкой ставки взносов на уровне 26%, в Госдуму внесен, правда, льгота на аптечные учреждения не распространяется. Еще один удар по финансовому благополучию фармритейлеров — переход с 1 января на общую систему налогообложения. Участники рынка говорят, что многие представители фармрозницы ужесточения налогового бремени не переживут. Но еще надеются на вмешательство президента. Открытое обращение к Дмитрию Медведеву НП «Аптечная гильдия» совместно с фармацевтической ассоциацией Санкт-Петербурга и Северо-Запада, общественной организацией «Самарская областная фармацевтическая ассоциация», Иркутской фармацевтической ассоциацией и Нижегородской ассоциацией фармацевтов отправило 16 декабря. Кроме того, обращение ассоциации разместили и в блоге Дмитрия Медведева. Представители аптечного бизнеса просят сохранить для них льготы по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), а также поддержать предложение по снижению страховых взносов для аптечных организаций. Как подчеркивается в обращении, с 1 января 2011 г. вступают в силу изменения в налоговое законодательство РФ. С 1 января будущего года аптечные организации переходят на общую систему налогообложения. Закон N 155 от 22.07.2008 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» с 1 января 2009 г. вводил новые нормы налогообложения для ряда предприятий. В частности, предприятия не могли применять льготный ЕНВД, если их среднегодовая списочная численность составляет 100 и более человек. Однако в конце ноября 2008 г. был утвержден законопроект, который предусматривал отсрочку на два года положений п. 2.2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, предусматривающих ограничение на перевод организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату ЕНВД для аптечных организаций. В соответствии с изменениями аптечные организации со среднегодовой списочной численностью свыше 100 человек, имеющие среди своих участников более 25% юридических лиц, лишаются права применения налогового режима ЕНВД и обязаны будут применять общую систему налогообложения. Изменения для аптечных учреждений этим не ограничатся. Отрицательно на деятельности аптек скажется и изменение ставок страховых взносов. В письме подчеркивается, что с 1 января на аптечные организации ляжет обязанность уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и ФОМС в размере 34% от фонда оплаты труда, а не 14%, как было ранее. Причем 15 декабря в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает двухлетний переходный период установления более низкой ставки взносов на уровне 26%. Льготный период налогообложения предлагается для субъектов малого предпринимательства в определенных сферах деятельности, в частности для строительства, химического производства, образования, в т.ч. для здравоохранения и предоставления социальных услуг. Для организаций и индивидуальных предпринимателей предусматривается установление пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на период 2011-2012 гг. с переходом на общую шкалу в 2013 г. То есть для указанных лиц устанавливается совокупный тариф страховых взносов в размере 26% в пределах страхуемого годового заработка в 2011-2012 гг. и переход к общеустановленному тарифу 34% с 2013 г. Однако аптечные организации не попали в перечень. Как подчеркивается в обращении, в совокупности изменения налогового режима снизят рентабельность деятельности аптечных организаций до критического уровня. По оценке НП «Аптечная гильдия» на сегодняшний день при льготном ЕНВД и при взносах в социальные фонды в размере 14% средняя доходность аптечного бизнеса составляет примерно 3%. Низкий уровень рентабельности в ассоциациях объясняют жесткой фиксацией розничных надбавок на препараты из Перечня ЖНВЛП, доля которых в товарообороте аптек составляет до 40%. Влияют на рентабельность и требования по наличию минимального ассортимента лекарственных препаратов в аптеках независимо от их нахождения. Наконец, мешает развитию бизнеса законодательное ограничение ассортимента товаров, которые могут продаваться в аптеке наряду с лекарственными препаратами. «Ряд ограничений был введен в 2010 г. При этом аптеки выполнили все возложенные на них обязанности. Однако на фоне вышеперечисленных ограничений значительное повышение налогового бремени (более чем на 20%) с 2011 г. приведет к отрицательным показателям доходности», — подчеркивается в письме. Если президент не откликнется (на момент подписания номера реакция администрации президента на письмо была неизвестна), участники рынка будут готовиться к худшему. Уже сейчас официальная статистика состояния аптечной розницы претерпевает существенные изменения. Если, по данным Росздравнадзора, на 1 января 2010 г., до введения регулирования цен на ЖНВЛП, действовало около 65 тыс. аптечных организаций, то к концу текущего года, уже по данным Минздравсоцразвития, их осталось 49508. «В условиях повышения налогового бремени и законодательного регулирования всех сторон деятельности аптечные организации будут вынуждены закрывать аптеки», — предрекают беду ассоциации.
О.МАКАРКИНА
Подписано в печать
21.12.2010