ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПИСЬМО
21 февраля 2005 г.
N 02И-66/05
О ЗАСЕДАНИИ КОМИССИИ
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития доводит до Вашего сведения материалы, рассмотренные 9 февраля 2005 года на заседании Комиссии по вопросам доклинических и клинических исследований лекарственных средств. Приложение: 1. Итоги проведения в Российской Федерации клинических исследований лекарственных средств за 2004 год. 2. Проект положения об аккредитации учреждений на право проведения клинических исследований лекарственных средств.
Заместитель руководителя
Федеральной службы
А.С.ЮРЬЕВ
ИТОГИ
ПРОВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КЛИНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В 2004 ГОДУ
Проведение клинических исследований лекарственных средств в Российской Федерации определяется Федеральным законом “О лекарственных средствах” от 22.06.1998 N 86-ФЗ, в соответствии с которым, правовую основу клинических исследований лекарственных средств составляют: решение федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств, о проведении клинических исследований и договор о проведении указанных исследований. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития” от 30.06.2004 N 323 на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, созданную в ходе административной реформы, возложены, в частности, функции по: осуществлению контроля за проведением доклинических и клинических исследований лекарственных средств и выполнением правил лабораторной и клинической практики; выдаче разрешений на проведение клинических исследований лекарственных средств; ведению перечня учреждений здравоохранения, имеющих право проводить клинические исследования лекарственных средств; проверке деятельности организаций здравоохранения и других организаций в области доклинических и клинических исследований. В Федеральной службе в решении указанных задач участвует отдел государственного контроля доклинических и клинических исследований лекарственных средств, являющийся структурным подразделением Управления государственного контроля в сфере обращения медицинской продукции и средств реабилитации инвалидов (начальник В.А.Белоножко). Требования к планированию, проведению, документальному оформлению, контролю клинических исследований лекарственных средств, призванные гарантировать защиту прав, безопасность и охрану здоровья лиц, участвующих в данных исследованиях и обеспечить достоверность и точность получаемой в ходе исследований информации, определяются такими документами как: ОСТ 42-511-99 Минздрава России “Правила проведения качественных клинических испытаний в Российской Федерации”; Приказ Минздрава России “Об утверждении правил клинической практики в Российской Федерации” от 19.06.2003 г. N 266; Приказ Минздрава России “Об утверждении правил лабораторной практики в Российской Федерации” от 19.06.2003 N 267. В Перечень учреждений здравоохранения, имеющих право проводить клинические исследования лекарственных средств, Минздравом России в феврале 2004 года было включено 321 учреждение (лечебно-профилактические, научные и высшие образовательные). Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон “О лекарственных средствах” N 86-ФЗ и предусмотрено проведение аккредитации учреждений здравоохранения, проводящих клинические исследования, федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств. В связи с изложенным, в Министерство здравоохранения и социального развития представлен проект положения по аккредитации учреждений здравоохранения на право проведения клинических исследований лекарственных средств (приложение). Минздравом России и Федеральной службой за 2004 год было разрешено проведение 523 клинических исследований лекарственных средств. Из них: 252 международных клинических исследований, 167 – клинических исследований лекарственных средств отечественного и зарубежного производства, 104 – исследований биоэквивалентности лекарственных средств. В сравнении с уровнем 2000 года количество всех видов клинических исследований в 2004 году увеличилось на 117,8%, а число международных клинических исследований – на 136,4%. В клинических исследованиях всех видов в 2004 году приняло участие 41032 человек, из них 70,5% были включены международные многоцентровые исследования лекарственных средств. По сравнению с 2003 годом количество пациентов, задействованных в клинических исследованиях 2004 года, увеличилось на 60,8%. Объектом изучения клинических исследований являлись лекарственные средства, как отечественного, так и зарубежного производства, область применения которых затрагивает практически все известные разделы медицины. Проведенный анализ показал, что наиболее часто в 2004 году проводились клинические исследования онкологических препаратов – 18,9%, лекарственных средств, применяемых в психиатрии – 18,3%, кардиологии – 11,1%, гастроэнтерологии – 8,1% и пульмонологии – 7,8%. На территории России проводятся клинические исследования всех фаз. В 2004 году большая часть международных клинических исследований и исследований зарубежных лекарственных средств относилась к III фазе и составляла 66,8% и 50%, соответственно. В случае клинических исследований отечественных лекарственных средств значительную их часть – 61,2% – составили исследования IV фазы. Клинические исследования осуществляются отечественными и зарубежными фармацевтическими компаниями, а также контрактными исследовательскими организациями. 58,2% клинических исследований 2004 года было инициировано производителями лекарственных средств. Из них 36,9% исследований было начато отечественными фармпроизводителями, среди которых следует отметить ООО “Алкой”, ЗАО “ФП “Оболенское”, ООО “Гомеопатическая фармация”, ООО “Доктор-Н” и ОАО “Щелковский витаминный завод”, а 21,3% – зарубежными фармкомпаниями, среди которых необходимо выделить такие как “Новартис”, “ГлаксоСмитКляйн”, “Хоффманн-Ля Рош”, “Пфайзер” и “БристолМайерс”. 41,8% всех исследований 2004 года были начаты контрактными исследовательскими организациями, действующими от имени и по поручению отечественных и зарубежных фармпроизводителей. Наиболее активное участие в области проведения клинических исследований приняли такие компании как ООО “ПиЭсАй”, “Парэксель Раша”, “Квинтайлс”, ЗАО “Русклиник” и “КлинСтарЕвропа”. Федеральная служба полагает, что привлечение широкого круга ученых, представителей учреждений здравоохранения, научных центров, научно-исследовательских институтов и фармацевтических фирм к участию в клинических исследованиях лекарственных средств позволит увеличить количество данных исследований при качестве, соответствующим международным нормам и правилам, а также действующему законодательству Российской Федерации.
Приложение
к Итогам проведения
клинических исследований
лекарственных средств в
Российской Федерации в 2004 году
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АККРЕДИТАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРАВО ПРОВЕДЕНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
- Настоящее положение, разработанное в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет порядок аккредитации учреждений здравоохранения на право проведения клинических исследований лекарственных средств.
- Аккредитация учреждений здравоохранения на право проведения клинических исследований лекарственных средств осуществляется Федеральным органом по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
- Аккредитации подлежат учреждения здравоохранения, имеющие лицензии на медицинскую деятельность, и соответствующие требованиям, предъявляемым Федеральным законом “О лекарственных средствах” и Правилами клинической практики в Российской Федерации.
- Для проведения аккредитации учреждение здравоохранения представляет в Федеральный орган надзора в сфере здравоохранения и социального развития заявление с указанием названия подразделений, которые будут осуществлять клинические исследования лекарственных средств, списков специалистов, наличия необходимых материально-технических условий, медицинского оборудования и лабораторий.
- Федеральный орган по надзору в сфере здравоохранения и социального развития принимает решение об аккредитации учреждения здравоохранения или отказе в аккредитации в течение 30 дней со дня получения заявления.
- Основаниями для отказа в аккредитации являются: 6.1. Отсутствие или недостоверность сведений в документах, представленных заявителем. 6.2. Несоответствие представляемых заявителем сведений требованиям, предъявляемым действующими нормативными документами и законодательством Российской Федерации.
- Федеральный орган по надзору в сфере здравоохранения и социального развития уведомляет в письменной форме учреждение здравоохранения о результатах аккредитации и в случае положительного решения оформляет свидетельство об аккредитации (приложение).
- Аккредитация учреждения здравоохранения и свидетельство об аккредитации теряют юридическую силу при приостановке, отзыве лицензии на медицинскую деятельность, ликвидации учреждения здравоохранения или прекращении его деятельности в результате преобразования.
- Срок действия аккредитации учреждения здравоохранения и свидетельства об аккредитации составляет не более пяти лет и не может превышать срок действия лицензии на медицинскую деятельность.
- Федеральный орган по надзору в сфере здравоохранения и социального развития имеет право: 10.1. Проводить проверки деятельности учреждений здравоохранения на предмет ее соответствия нормативным документам и законодательству Российской Федерации. 10.2. Запрашивать у учреждения здравоохранения необходимые объяснения и документы при проведении проверок. 10.3. Составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений. 10.4. Выносить предупреждения учреждению здравоохранения.
- Федеральный орган по надзору в сфере здравоохранения и социального развития может приостановить или аннулировать аккредитацию учреждения здравоохранения в случае выявления у него неоднократных нарушений или грубого нарушения требований, предусмотренных нормативными документами и законодательством Российской Федерации.
- Аккредитация может быть аннулирована решением суда на основании заявления Федерального органа по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, если нарушение учреждением здравоохранения требований нормативных документов и законодательства Российской Федерации повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан.
- Решение о приостановлении действия аккредитации, ее аннулировании или о направлении заявления об аннулировании в суд доводится Федеральным органом по надзору в сфере здравоохранения и социального развития до учреждения здравоохранения в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.
- Решение об аннулировании аккредитации может быть обжаловано учреждением здравоохранения в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
- Учреждение здравоохранения имеет право обжаловать, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ Федерального органа по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в аккредитации или его бездействии.
- Перечень учреждений здравоохранения, имеющих право проводить клинические исследования лекарственных средств, составляется и публикуется Федеральным органом по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Приложение
к Положению об аккредитации
учреждений здравоохранения
на право проведения клинических
исследований лекарственных средств
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ АККРЕДИТАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРАВО ПРОВЕДЕНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ N от "__" _________ 200_ г.
Настоящее свидетельство удостоверяет, что ________________________
(наименование учреждения здравоохранения)
(юридический адрес) прошло в установленном порядке аккредитацию и получило право проводить клинические исследования лекарственных средств в _______
(структурное подразделение) по _______________________________________________________________
(специальность)
Действительно до “__” __________ 200_ г.
Приказ Федеральной службы от __________ N ___
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере здравоохранения
и социального развития Р.У.Хабриев
(место гербовой печати)