Вопрос: Возможна ли реализация в аптеках жевательной резинки? Производители дают информационные письма, где указано, что жевательная резинка является средством гигиены полости рта — код ОКП 91 2950, группа продукции пищевой промышленности. В подобных письмах также указывается, что коды ОКП не должны применяться для целей толкования законодательства по определению ассортимента аптеки.
Ответ: Частью 7 статьи 55 Федерального закон РФ от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 29.12.2015) установлено, что аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни. К сожаленью, в настоящее время ни один нормативно-правовой или правоприменительный акт практически не содержит никаких разъяснений, какую продукцию можно такими товарами. Субъектам фармацевтической отрасли остается только руководствоваться общими рассуждениями исходя из здравого смысла и стараться иметь какие-нибудь доказательства того, что реализуемые в аптечной организации сопутствующие товары могут быть отнесены к указанной в Законе продукции, разрешенной к реализации в аптечных организациях. Например, такими доказательствами могут служить коды ОКП или ТНВЭД таких товаров, в описании которых в соответствующих классификаторах прямо указано их предназначение (например, средство гигиены), или описания товаров, данные производителем в сопроводительных документах (например, товар предназначен для ухода за полостью рта) и т.д. Для правильной идентификации товара необходимо обращаться к сопроводительной документации, а точнее к документу, подтверждающему качество товара (сертификат или декларация о соответствии, регистрационное удостоверение). Аптека зачастую располагает лишь реквизитами такого документа, но этого достаточно, так как в настоящее время в Интернете размещены реестры продукции, подлежащей сертификации и регистрации. В этих реестрах можно найти информацию по отнесению продукции к конкретному виду согласно Общероссийским классификаторам продукции. Что касается указанной в тексте вопроса продукции, то согласно классификации Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 продукция с кодом 91 2950 «Жевательная резинка» относится к Классу продукции с кодом 91 0000 «Продукция пищевой промышленности» Подклассу с кодом 91 2000 «Изделия кондитерские сахаристые» Группе с кодом 91 2900 «Сладости восточные и прочие сахаристые изделия», то есть никоим образом не являются средством гигиены полости рта и, следовательно, не относятся к видам товаров, разрешенных к реализации в аптечных организациях указанной выше нормой Закона.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
02.02.2016