Вопрос: В аптеку ходит постоянный клиент, который явно болен каким-то видом фобий, т.к. периодически жалуется на качество препаратов, считая их фальсификатами. Велись беседы по доказательству обратного. Неоднократно предоставлялись декларации о соответствии. Имеет ли аптека право не обслуживать такого клиента и грозит ли это административными наказаниями?
Ответ: В соответствии со статьей 492 Гражданского кодекса РФ договор розничной купли продажи является публичным и к нему применяются правила статьи 426 ГК РФ. Публичность договора означает, что продавец (организация, ИП) должен продать товар любому лицу, которое к нему обратиться и отказать покупателю в обслуживании продавец не имеет права. В соответствии с нормами статьи 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 01.05.2017) потребитель вправе потребовать предоставить необходимую и достоверную информацию о реализуемых товарах, которая должна быть доведена до его сведения в наглядной и доступной форме при заключении договоров купли-продажи. Согласно нормам статьи 10 указанного Закона продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, для которых требования об обязательном подтверждении соответствия установлены Законом. Эта информация включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Отметим, что в соответствии с частью 1 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Таким образом, в указанной в тексте вопроса ситуации при отказе в обслуживании покупатель вправе обратиться в надзорные органы с жалобой на нарушения со стороны аптеки требований Закона «О защите прав потребителей».
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
27.10.2017