Вопрос: Проведена внеплановая проверка органами Роспотребнадзора и взяты образцы для проверки на качество в связи с жалобой гражданина на причиненный вред, по купленному БАД в нашей аптеке. Доказательств, что БАД куплен в нашей аптеке в жалобе нет. По нашим документам данный БАД продавался в нашей аптеке 6 месяцев назад. Можем ли мы запросить у Роспотребнадзора копию жалобы для ознакомления и какие наши действия, если нас привлекут к административной ответственности? Можем ли подать возражения на действия Роспотребнадзора?
Ответ: В соответствии с подпунктом «в» пункт 2 части 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 27.11.2017) основанием для проведения внеплановой проверки является, в частности, нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены). Таким образом, если указанный в тексте вопроса гражданин не обращался вначале в аптеку со своей претензией, то внеплановая проверка органами Роспотребнадзора была проведена незаконно и действия чиновников могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суд. Согласно части 4 статьи 12 указанного Закона выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, в том числе, с основаниями проведения выездной проверки. Согласно пункту 2 статьи 21 указанного выше Закона руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица при проведении проверки имеют право получать от органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено данным Федеральным законом. Таким образом, при проведении проверки проверяющие обязаны были ознакомить руководителя проверки с жалобой указанного в тексте вопроса гражданина. Если этого не произошло, у аптеки также имеются основания обжаловать действия чиновников Согласно пунктам 3 и 4 статьи 21 Закона руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица имеют право знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), а также обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, в случае совершения описанных выше нарушений проверяющих чиновников при проведении внеплановой проверки аптечной организации, а также в случае несогласия с результатами проверки аптечная организация вправе обратиться с жалобой на действия сотрудников Роспотребнадзора, на акт проверки, протокол об административном правонарушении или решение о привлечении к административной ответственности юридического лица или его должностных лиц в вышестоящий орган (Федеральный Роспотребнадзор) или в суд.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
30.11.2017