Вопрос: Нам в апреле предстоит проверка Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области — региональный государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов за государственной дисциплиной регулируемых цен тарифов, расценок, ставок и т.п., и соблюдением порядка ценообразования на продукцию товары, работы, услуги на территории Волгоградской области, в части правильности применения розничных торговых надбавок на детское питание, включая пищевые концентраты (Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239). Что нам подготовить, на что обратить внимание и какие штрафные санкции за неисполнение каких-либо вопросов комитета?
Ответ: В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется посредством осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств и регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пунктам 2.6 и 2.7 «Положения о комитете тарифного регулирования Волгоградской области» утвержденного Постановлением Правительства Волгоградской области от 06.02.2014 N 32-п Комитет осуществляет региональный государственный контроль за применением регулируемых Комитетом цен (тарифов) и проводит проверки деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части величины и правильности применения указанных цен (тарифов); а также за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. В настоящее время отсутствуют официальные региональные нормативные документы, регламентирующие осуществление регионального контроля за применением цен на лекарственные препараты. При проведении любой проверки должны соблюдаться нормы Федерального закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 31.12.2014) (далее — Закон). Проверки бывают плановые и внеплановые, документарные и выездные. Срок проведения документарной и выездной проверок не может превышать двадцать рабочих дней (статья 13 Закона). Порядок проведения документарной проверки установлен статьей 11 Закона. Такая проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Порядок организации документарной проверки определен статьей 14 Закона. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки помимо прочего приводится перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. Следует отметить, что при проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: 1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами; 2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности (ст. 17 Закона). За неисполнение законного распоряжения должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей (ст. 19.4 КоАП РФ). В случае выявления нарушения порядка ценообразования, такого как: завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года (статья 14.6 КоАП РФ).
Юрисконсульт юридической
компании «Юнико-94»
Н.И.СТРЕЛКИНА
16.03.2015