Вопрос: Имеет ли право управляющая компания, обслуживающая многоквартирный дом (МКД), на фасаде которого установлена светящаяся рекламная конструкция «Аптека», требовать в 10-дневный срок у ИП, имеющего лицензию на эту аптеку, заключения договора с ней (УК) на аренду общего имущества многоквартирного дома и, соответственно, предоставления протокола общего собрания собственников помещений данного МКД, ссылаясь на п. 1, п. 4 ст. 36 и пп. 3 п. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ? Паспорт на размещение наружной информации выдан в марте этого года Управлением градостроительства и землепользования администрации г. Норильска. Имеет ли право эта Управляющая компания в случае непредставления протокола общего собрания собственников и соответственно не заключения с ней договора аренды, признать установку данной конструкции незаконной и инициировать ее демонтаж? ИП арендует помещение под аптеку в торговом центре, находящемся на первом этаже этого МКД у собственника этого помещения (торгового центра).
Ответ: Согласно пункта 1 и пункта 4 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме являются также и собственниками общего имущества этого дома на праве общей долевой собственности. Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ именно общее собрание собственников принимает решение о разрешении на размещение рекламных конструкции на доме и об условиях такого размещения. Свои полномочия собрание собственников может передать управляющей компании, закрепив такую передачу прав своим решением. К сожалению не всегда управляющая компания может предъявить решение о наделении ее такими полномочиями и зачастую самовольно распоряжается общим имуществом многоквартирного дома. Перечисленными нормами Жилищного кодекса РФ прямо установлена возможность принятия такого решения на общем собрании собственников помещений об использовании общего имущества дома, определении размера платы лишь при использовании имущества для установки и эксплуатации другими лицами рекламных конструкций, но не в случае размещения информации в соответствии с требованиями Федеральным законом от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». «Порядок размещения средств наружной информации на территории муниципального образования город Норильск», утвержден Постановлением Администрации г. Норильска от 31.03.2016 N 184. Данный Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), частью 1 Гражданского кодекса РФ, «Правилами благоустройства, озеленения, содержания объектов благоустройства, территорий муниципального образования город Норильск», утвержденными Решением Норильского городского Совета депутатов от 02.11.2010 N 29-719, Уставом муниципального образования город Норильск и определяет порядок и условия размещения средств наружной информации юридическими и физическими лицами на территории муниципального образования город Норильск. Руководствуясь подпунктами «е», «ж», «з» пункта 3.1. названного Порядка, при согласовании размещения средств наружной информации заявитель должен представить документ, подтверждающий согласие собственника на использование данной площади или протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, уже при получении паспорта на размещение наружной информации, этот вопрос должен был быть согласован с собственниками дома. Однако отметим, что в связи с тем, что на наружную светящуюся конструкцию «Аптека» выдан паспорт на размещение наружной информации, то она не является рекламой, размещена в соответствии с требованиями указанного выше «Закона о защите прав потребителей», а также пункта 22 «Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения», утвержденных Приказом Минздрава РФ от 31.08.2016 N 647н. Поскольку, размещая именно такую информацию в соответствии с требованиями действующего законодательства, продавец (аптека) выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц, взимание с него соответствующей платы ни нормами указанного Закона, ни нормами Жилищного кодекса не предусмотрено. Такое мнение высказано в Определении Верховного Суда РФ от 18.11.2014 по делу N 303-ЭС14-395 А73-9636/2012. Таким образом, на основании вышеизложенных положений федерального и муниципального законодательства, а также текущего мнения судебной практики, можно сделать вывод о незаконности требований управляющей компании по заключению с ней договора аренды в отношении информационной конструкции, размещенной на стене жилого дома.
Юрисконсульт юридической
компании «Юнико-94»
Н.И.СТРЕЛКИНА
16.10.2017