«Московские аптеки», 2003, N 9
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Продолжение. Начало в NN 5, 6, 7-8 2003
Единый социальный налог
С 1 января 2001 г. элементы налогообложения по единому социальному налогу (далее — ЕСН) установлены в гл. 24 НК РФ. Налогоплательщиками являются аптечные организации, производящие выплаты физическим лицам. Объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу своих работников по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (ст. 236 НК РФ). Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу своих работников, в денежной или натуральной форме. При расчете налоговой базы в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) она учитывается в стоимостном выражении по рыночным ценам с учетом НДС и акцизов на день их получения работником (ст. 237 НК РФ). Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику ежемесячно нарастающим итогом с начала календарного года. Приказом МНС РФ от 21.02.02 N БГ-3-05/91 «Об утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета и порядка ее заполнения» работодателям рекомендовано применять эту форму в практической работе. При определении доходов работника социальные, стандартные и имущественные вычеты не учитываются. Если в аптеках работают инвалиды I, II и III группы, аптеке предоставляются льготы в виде освобождения от уплаты ЕСН с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. р. на каждого работника, являющегося инвалидом (ст. 239 НК РФ). В ст. 238 приведен перечень выплат, не подлежащих налогообложению. Для аптечных организаций заслуживает внимания п. 3 ст. 236 — если выплаты в пользу работников не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, то они не являются объектом налогообложения ЕСН. Статьей 270 НК РФ предусмотрено, что в составе расходов, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, отражаются затраты: — на любые виды вознаграждений, представляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, предоставляемых на основании трудовых договоров; — премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений; — материальную помощь всех видов.
К расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, можно отнести премии к юбилейным датам, премии за участие в конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях, а также материальную помощь всех видов. По этим видам выплат на основании п. 3 ст. 236 НК РФ объект налогообложения ЕСН не образуется. Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетным периодом по ЕСН признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Ставки налога устанавливаются в зависимости от величины дохода на каждого работника. В ст. 241 НК РФ приведена регрессивная шкала ставок, на которую предприятие может перейти в случае, если накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет не менее 2,5 тыс. р. Уплата авансовых платежей производится ежемесячно, но не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Сумма налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиком на сумму начисленных за этот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах тарифов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ (ред. от 29.05.02) «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Сумма вычета не может превышать сумму ЕСН, подлежащую уплате в федеральный бюджет, которая исчислена за тот же период.
Налог на рекламу
Налог на рекламу взимается в соответствии с Федеральным законом от 18.07.95 N 108-ФЗ (ред. от 30.12.01) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.02) «О рекламе» и с подп. «з» п. 1 гл. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 (ред. от 31.12.02) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Плательщиками налога являются рекламодатели. К ним относятся юридические лица любых форм собственности и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей. Объектом налогообложения являются услуги по изготовлению и распространению рекламной продукции. Налоговой базой является стоимость услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции без учета налога с продаж и НДС. Ставка налога установлена в размере 5% стоимости услуг по рекламированию продукции (фактических затрат на рекламу). Поскольку налог поступает в местные бюджеты, то местные органы управления вправе устанавливать собственные ставки данного налога в пределах 5% от стоимости услуг по рекламированию продукции (фактических затрат на рекламу). В соответствии с законом г. Москвы от 21.11.01 N 59 «О налоге на рекламу» в Москве ставка налога устанавливается 5%. Налогоплательщики в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию. Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены в Постановлении Правительства Москвы от 25.12.01 N 1185-ПП «О реализации законов города Москвы о налоге с продаж и налоге на рекламу». Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из стоимости рекламных услуг, работ (величины фактических затрат) за истекший налоговый период не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. У аптечных организаций нередко бывают проблемы с вывеской «Аптека», расположенной над входом в помещение, и услугами по оформлению Паспорта рекламного места вывески с точки зрения признания ее объектом налогообложения по налогу на рекламу. В соответствии с п. 4 Закона г. Москвы «О налоге на рекламу» не является объектом налогообложения: — плата за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы, полностью поступающая в бюджет, установленная в соответствии с Федеральным законом «О рекламе»; — размещение информационных вывесок при входе в помещение, в помещениях или витринах о наименовании организации в соответствии с учредительными документами, часах работы, наименовании и реквизитах вышестоящей организации, иной подобной информации. Таким образом, вывеска с названием организации «Аптека», расположенная над входом в помещение, занимаемое этой организацией, относится к информационной вывеске, а затраты на ее изготовление не облагаются налогом на рекламу. Такого же мнения придерживается Управление МНС РФ по г. Москве в своем Письме от 29.11.01 N 06-12/6/54947. Согласно п. 4.1. Распоряжения заместителя Премьера Правительства Москвы от 30.08.96 N 1124-РЗП «О едином информационном пространстве в сфере лекарственного обеспечения населения на территории Москвы» аптечные организации обязаны подключиться к Единой сети фармацевтической информации Комитета фармации (ЕСФИ). Сеть ЕСФИ используется в целях формирования государственной политики в области лекарственного обеспечения, защиты прав потребителя и дальнейшего развития рыночных механизмов регулирования цен на лекарственные препараты в аптечных организациях в соответствии с распоряжением заместителя Премьера, а не является рекламной информацией о конкретном юридическом лице. Учитывая также перечень расходов, относимых на рекламу, согласно п. 4 ст. 264 НК РФ, расходы по абонентской плате за пользование ЕСФИ к расходам на рекламу относится не будут. Обычно в аптеках имеют место следующие расходы на рекламу: — затраты на изготовление рекламных стендов и щитов; — затраты на помещение информации об аптеке в рекламных справочниках (таких как «Адрес Москва» и др.); — затраты на оформление своего сайта в сети Интернет и др.
Упрощенная система налогообложения (УСНО)
В соответствии с гл. 26.2 НК РФ некоторые аптеки в г. Москве, отвечающие критериям ст. 346.12 НК РФ, с 1 января 2003 г. перешли на упрощенную систему налогообложения. НК РФ в ст. 346.14 определил два варианта объекта налогообложения: — доходы;
— доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. При этом в ст. 346.16 приведен закрытый перечень расходов, на которые могут быть уменьшены доходы. Учитывая, что организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, должны были подать заявление в налоговый орган до 30 ноября 2002 г., а п. 23 ст. 346.16 НК РФ, признающий расходами оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (основная статья расходов аптеки) был введен в НК РФ Федеральным законом N 191-ФЗ только 31.12.02, аптеки в основном выбрали объектом налогообложения доходы с налоговой ставкой 6%. Хотя для аптек предпочтительнее было бы выбрать объект налогообложения — «Доходы, уменьшенные на величину расходов» с налоговой ставкой 15%. Аптеки, перешедшие на УСНО, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. Порядок восстановления НДС, ранее принятого к вычету в соответствии с гл. 21 НК РФ по приобретенным товарам, а также по основным средствам и нематериальным активам, разъясняет Управление МНС по г. Москве в своем Письме от 19.03.03 N 24-11/15029 «О порядке налогообложения НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения». Поскольку аптеки, перешедшие на УСНО, необходимо помнить, не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии с гл. 25 НК РФ, следовательно, при определении налогооблагаемой базы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование учитываются все выплаты в пользу своих работников независимо от источника выплаты. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Налогоплательщики-организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы. Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены в Приказе МНС РФ от 12.11.02 N БГ-3-22/647 (ред. от 27.02.03).
Аудитор юридической компании
«Юнико-94»
И.Л.ТИТОВА
Подписано в печать
25.09.2003