«Экономический вестник фармации», 2003, N 11
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В СВЕТЕ ВНЕДРЕНИЯ GMP ЕС И ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
В соответствии с Федеральным законом от 22.06.98 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» и Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации в ведении Минздрава России находятся вопросы регистрации, сертификации и государственного контроля за качеством медицинской продукции, выдача заключений о соответствии организации производства лекарственных средств предприятий-производителей требованиям вышеуказанного Федерального закона при лицензировании. Кроме того, Минздравом России осуществляются полномочия по проведению инспекционных проверок предприятий-производителей лекарственных средств и выдача, в соответствии с Федеральным законом «О лекарственных средствах», заключений о соответствии организации производства и контроля качества лекарственных средств ОСТу 42-510-98 «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)». Минздравом России разработан и утвержден приказом от 04.04.2003 N 138 Порядок выдачи заключений о соответствии организации производства лекарственных средств на предприятиях фармацевтической промышленности требованиям Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах», который прошел регистрацию в Минюсте России в установленном порядке. Данный приказ определил конкретный механизм осуществления положений Федерального закона «О лекарственных средствах» для промышленных предприятий в части организации ими производства лекарственных средств надлежащего качества. Структура системы обеспечения качества лекарственных средств в Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О лекарственных средствах» обязательным условием для осуществления деятельности по производству лекарственных средств на территории Российской Федерации является наличие у предприятия-производителя лекарственных средств заключения о соответствии организации производства лекарственных средств требованиям Федерального закона «О лекарственных средствах». Соответствие требованиям Федерального закона подтверждается следующими процедурами и документами: — аттестация федеральным органом контроля качества лекарственных средств контрольных лабораторий отдела контроля качества предприятия-производителя на соответствие установленным требованиям в области контроля качества производимых лекарственных средств; — решение о выпуске в обращение на территории Российской Федерации лекарственных средств, выданное предприятию-производителю федеральным органом контроля качества лекарственных средств по результатам экспертизы их качества, эффективности и безопасности и последующего проведения государственного контроля качества заявленных предприятием-производителем к выпуску лекарственных средств; — заключение о соответствии организации производства и контроля качества лекарственных средств предприятия-производителя требованиям правил организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP), утвержденных федеральным органом контроля качества лекарственных средств. Минздрав России при выдаче заключений о соответствии организации производства и контроля качества лекарственных средств требованиям Федерального закона «О лекарственных средствах» обращает особое внимание на наличие на предприятиях внутрипроизводственной системы контроля качества лекарственных средств и осуществляет аккредитацию контрольных лабораторий ОКК предприятий по выпуску лекарственных средств. Динамика аккредитации лабораторий ОКК отечественных предприятий (по годам) представлена в таблице.
Таблица
2000 г. 2001 г. 2002 г. 1 полугодие 2003 г. Количество 78 118 84 80
лабораторий ОКК
Увеличение числа лабораторий ОКК, аттестованных Минздравом России в установленном порядке, положительно отразилось на уменьшении распространения на фармацевтическом рынке продукции ненадлежащего качества» (диагр. 1).
Диаграмма 1
Контроль качества лекарственных средств
6000 5804
5000 4177 3842
4000
3000
2000 739
1000 237 234 168 159 100 13 18 21 <1> <2> <3> <4> <1> <2> <3> <4> <1> <2> <3> <4> 0 2000 2001 2002
<1> Предварительный контроль.
<2> Выборочный контроль территориальных органов. <3> Выборочный контроль.
<4> Повторный выборочный контроль.
По сравнению с 2001 годом количество забракованных в 2002 г. отечественных лекарственных средств уменьшилось на 27,2%. В 2003 г. положительная тенденция сокращения числа забракованной продукции продолжает сохраняться (диагр. 2).
Диаграмма 2
Забракованные в Российской Федерации лекарственные средства с 1999 по 2002 гг.
3000 2820
2500
2030
2000
1644 1554
1500 1398 1262 1076 1000 741 969 843 681 515 500 328 419 323 200 240 349 262 128 <1> <2> <3> <4> <1> <2> <3> <4> <1> <2> <3> <4> <1> <2> <3> <4> <1> <2> <3> <4> 0 1998 1999 2000 2001 2002
<1> Всего.
<2> Производства стран Балтии и СНГ.
<3> Отечественного производства.
<4> Зарубежного производства.
В настоящее время Минздравом России разработана и введена в действие Инструкция "О порядке аттестации контрольных лабораторий отделов контроля качества организаций в сфере обращения лекарственных средств на территории Российской Федерации". Указанный документ призван оказать предприятиям методическую помощь в организации системы контроля и обеспечения качества производимых лекарственных средств с целью сокращения числа рекламаций и обеспечения высоких потребительских свойств отечественной лекарственной продукции. Нормативно-правовая база контроля качества и обязательной сертификации лекарственных средств. Основой данной нормативно-правовой базы является соблюдение производителями лекарственных средств требований ОСТ 42-510-98. С целью усиления контроля качества лекарственных средств, находящихся в сфере обращения на территории Российской Федерации Минздравом России разработан и утвержден приказом от 04.04.2003 N 137 "Порядок осуществления государственного контроля качества лекарственных средств на территории Российской Федерации", который прошел регистрацию в Минюсте России в установленном порядке. Данный приказ определил механизм осуществления государственного контроля качества лекарственных средств, производимых отечественными предприятиями, установил сроки и последовательность процедуры освоения предприятиями новых лекарственных средств и обеспечения стабильного качества уже освоенного ассортимента (рис. 1).
Рисунок 1
Система государственного контроля качества лекарственных средств
Нормативно-правовая база государственного контроля качества и обязательной сертификации лекарственных средств
- ОСТ 42-510-98 "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)", утвержден Минздравом России от 25.02.98
- Приказ Минздрава России "Об утверждении порядка государственного контроля качества лекарственных средств на территории Российской Федерации"
- Приказ Минздрава России "Об утверждении порядка выдачи заключений о соответствии организации производства лекарственных средств требованиям Федерального закона "О лекарственных средствах" от 04.04.2003 N 138, зарегистрирован Минюстом России 10.04.2003, регистрационный N 4401
- Правила проведения сертификации в Системе сертификации лекарственных средств Системы сертификации ГОСТ Р, утверждены Минюстом России от 29.07.02 N 3556
- Приказ Минздрава России "Об утверждении порядка сокращения объема проводимых испытаний лекарственных средств" от 15.12.02 N 384, зарегистрирован Минюстом России от 24.12.02 N 4073
Описанный приказом Порядок осуществления государственного контроля качества лекарственных средств осуществляется в учреждениях Системы государственного контроля качества лекарственных средств, основу которой составляет Департамент, ФГУ "НЦ ЭСМП" и другие экспертные органы, а также территориальные органы контроля качества лекарственных средств (рис. 2).
Рисунок 2
Система государственного контроля качества лекарственных средств
ФГУ "Научный центр Департамент экспертизы средств < > государственного контроля медицинского применения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской > техники Минздрава России Центральная лаборатория /\ /\ /\ государственного контроля < препаратов крови
\/
ГИСК им. Л.А.Тарасевича
\/
Предприятия-производители Территориальные органы лекарственных средств < контроля качества < > лекарственных средств
Виды государственного контроля качества лекарственных средств. По видам государственный контроль качества лекарственных средств подразделяется на предварительный контроль, выборочный контроль и повторный выборочный контроль качества лекарственных средств, проводимый в спорных случаях. Данным приказом утверждена согласованная с Минюстом России форма решения Минздрава России о возможности выпуска лекарственных средств предприятий-производителей в сферу обращения лекарственных средств на территории Российской Федерации после прохождения процедуры государственного контроля качества промышленных серий каждого лекарственного средства, производимого или ввозимого на территорию страны. (Основные задачи по обеспечению контроля качества лекарственных средств на ближайшую перспективу представлены на рис. 3). Ключевым вопросом соответствия организации производства лекарственных средств требованиям Федерального закона "О лекарственных средствах" является соблюдение предприятиями-производителями Правил организации производства и контроля качества лекарственных средств GMP. В настоящее время организация производства и контроля качества лекарственных средств, выпускаемых предприятиями-производителями в соответствии с указанным отраслевым стандартом GMP, утвержденным совместным приказом Минздрава России и Минэкономики России в 1999 году, приобретает особое значение в свете грядущего вступления России в ВТО. Обязательность соблюдения требований данных Правил была определена совместным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства экономики Российской Федерации от 03.12.99 г. N 432/512 "О введении в действие Стандарта отрасли ОСТ 42-510-98 "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)". Приказ предусматривает поэтапный переход российских предприятий на GMP в полном объеме до 31 марта 2005 года. В рамках лицензирования производства лекарственных средств, Минздрав России осуществлял проверки предприятий на соответствие требованиям данного ОСТа. С 2000 года по 2002 год более 200 предприятий по требованию Минздрава России разработали планы приведения своих производств в соответствие с требованиями ОСТ 42-510-98. Нормативная правовая база для перевода отечественной промышленности на требования GMP. Основу ее составляет Программа развития отрасли, рассчитанная на период до 2005 года, а также приказ Минэкономики России и Минздрава России N 432/512, который ввел в действие ОСТ 42-510-98 "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств".
Рисунок 3
Основные задачи Департамента государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники Минздрава России на ближайшую перспективу:
Обеспечение контроля за качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных средств.
Государственная регистрация лекарственных средств и ведение государственного реестра лекарственных средств, производимых на территории России и ввозимых на ее территорию.
Проведение регистрации отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Государственный надзор за соблюдением требований государственных стандартов, фармакопейных статей, технических условий и контроль за обращением лекарственных средств.
В настоящее время с целью повышения заинтересованности предприятий-производителей лекарственных средств в ускорении внедрения у себя требований ОСТ 42-510-98, Минздравом России в рамках обязательной Системы сертификации лекарственных средств предусмотрена добровольная сертификация систем менеджмента качества производителей лекарственных средств на соответствие требованиям стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9001, а также требованиям ОСТ 42-510-98. Сертификат соответствия систем менеджмента качества (производства) лекарственных средств позволяет его владельцам - предприятиям по производству лекарственных средств, проходить обязательную сертификацию выпускаемой лекарственной продукции на основании процедуры испытаний образцов типа продукции один раз в 6 месяцев. Среди отечественных предприятий-производителей лекарственных средств подобные сертификаты получили ОАО "Нижфарм" и ОАО "УфаВИТА". На стадии оформления находится сертификат ЗАО "Верофарм". Опыт работы по внедрению ОСТ 42-510-98 "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)" показал, что имеются существенные различия в требованиях данного стандарта и требованиях международных Правил GMP ЕС, причем внедрение ОСТа требует больших капитальных и эксплуатационных затрат. В связи с принятием Федерального закона "О техническом регулировании" Минздравом России проводится большая работа по приведению нормативной базы в области требований к организации производства и контроля качества лекарственных средств в соответствии с международными требованиями и требованиями ВТО. В Европе действуют Правила надлежащей практики производства лекарственных средств GMP ЕС (Директива 91/412/ЕЕС). В США - Кодекс федеральных правил, Титул 21 (часть 210 "Современная рекомендуемая практика производства, переработки, упаковки и хранения медицинской продукции" и часть 211 "Современная рекомендуемая практика производства готовых лекарственных средств" - GMP США), имеющий силу федерального закона. Реализация лекарственных средств, в том числе импортируемых, допускается только тогда, когда производство сертифицировано на соответствие Правилам GMP. Инспекция производителей проводится экспертами ЕС или США независимо от страны - поставщика лекарственных средств. Аналогичные правила действуют и в других странах. Например, Украиной принято решение о введении Правил надлежащего производства лекарственных средств - GMP ЕС. Подготовка к их введению ведется и в других странах Восточной Европы и СНГ. Основным требованием к разрабатываемым в Российской Федерации стандартам и правилам является их направленность на обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции и ее соответствия мировому уровню. Необходимым условием решения этой задачи является гармонизация отечественных стандартов и международных норм. Данный подход соответствует действующему Соглашению по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации, а также Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей". В течение периода до 2005 года планируется разработка целого ряда документов, регламентирующих организацию производства и контроля качества лекарственных средств на основе Правил GMP Европейского союза, в первую очередь, технического регламента Российской Федерации "Правила производства и контроля качества лекарственных средств". В настоящее время Минздравом России и Госстандартом России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ведется подготовка к утверждению в качестве постановления Правительства Российской Федерации проекта указанного документа. На сегодняшний день проект технического регламента по Правилам GMP прошел согласование со всеми заинтересованными ведомствами (кроме Минпромнауки России) и общественными организациями. В соответствии с процедурой рассмотрения документов такого рода, предусмотренной Федеральным законом "О техническом регулировании", Госстандартом России ведется формирование экспертной комиссии для выработки окончательного заключения по проекту "Правил". Актуальность принятия данного документа была подтверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным на встрече с руководителями предприятий перерабатывающих отраслей. По итогам этой встречи Президентом России было дано конкретное поручение о введении Правил GMP ЕС в фармацевтической отрасли с 1 января 2005 года.
По материалам доклада
на Втором международном
форуме "Здравоохранение,
фармация и медицина 2003",
20-24 сентября, Сочи
Начальник отдела
госконтроля производства
лекарственных средств
Департамента государственного
контроля лекарственных средств,
изделий медицинского
назначения и медицинской
техники Минздрава России
А.В.БУРАН