«Российские аптеки», 2010, N 21
НОВЫЙ МИНИМАЛЬНЫЙ
Наконец случилось то, чего так долго ждали все представители фармацевтического розничного бизнеса — Минюст зарегистрировал приказ Минздравсоцразвития России от 15.09.2010 N 805-Н, и с 23 октября 2010 г. российские аптеки должны иметь обновленный минимальный ассортимент лекарственных препаратов.
Тем не менее, попробуем ответить на вопрос: зачем нужен минимальный ассортимент, установленный Минздравсоцразвития для всех без исключения аптечных организаций? Аптека является торговым предприятием, и ассортиментную политику в первую очередь диктует спрос. Спрос потребителей в большинстве случаев определяет врач, если аптека знает, что препарат входит в стандарты лечения и врачи назначают его, странно даже предположить, что она не будет иметь этот препарат в своем ассортиментном портфеле. Что касается безрецептурных препаратов, аптека всегда имеет в наличии то, что популярно у населения. Чтобы представить парадоксальность данного нормативно-правового документа, приведем, например, такую апорию <>. Минпромторг установил для продуктовых магазинов минимальный ассортимент. В этот минимум вошли: хлеб, молоко, сахар и конфеты «Моцарт» в коробках. Отсутствие полного ассортимента рассматривается как административное правонарушение и влечет за собой штраф в размере 40000 руб. Если хлеб, молоко и сахар продуктовый магазин будет иметь в любом случае, то конфеты «Моцарт» во всех расфасовках он возьмет только для проверяющих во избежание наказания. Что касается потребителей, то тут можно предположить следующее развитие нашей вымышленной ситуации: например, потребителю нужна гречневая крупа, а поставщики предлагают магазину данный товар только на условиях предоплаты или оплаты по факту поставки. А у магазина нет такой возможности, т.к. наступил срок оплаты поставщику наборов «Моцарт», которые не востребованы, но должны быть по установке Минпромторга. Условия договора купли-продажи обязывают магазин выполнить условия оплаты — иначе суд взыщет проценты за просроченный платеж. Поэтому потребитель не получит так необходимую ему гречневую крупу. Вопрос: приведенная нами логически верная инициатива Минпромторга в интересах потребителя или нет? Ответ однозначен. Но как только дело касается аптеки, тут не может быть вопросов: только Минздравсоцразвития с «учетом пожеланий фармацевтических предприятий» <*> знает, что нужно потребителю и, главное, что для него лучше. Не будем повторяться в отношении самого перечня в целом, выделим только основные проблемные места, понятные каждому аптекарю без комментариев: — лекарственные формы: Активированный уголь в капсулах, Арбидол в таблетках, Амоксициклин в капсулах и т.п.; — не снижаемый в течение всего года ассортимент всех зарегистрированных в РФ противовирусных препаратов; — единый минимальный перечень для всех аптечных организаций, расположенных на территории РФ.
<> Греч. — трудность, безвыходное положение. <*> По комментарию к закону руководителя Департамента развития фармацевтического рынка и рынка медтехники Дианы Михайловой на сайте Минздравсоцразвития.
Комментируя принятие закона, руководитель Департамента развития фармацевтического рынка и рынка медтехники Диана Михайлова назвала «важным дополнением пункт приказа, определяющий, что если гражданин обратился в аптеку с рецептом, а такого лекарства нет, то в течение 5 дней препарат должен быть в нее доставлен». По-видимому, имеется в виду п. 2.12 приказа Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785 «О порядке отпуска лекарственных средств». Да вот беда — суды считают данный довод несостоятельным, «поскольку данная норма устанавливает лишь максимальный срок отпуска лекарственных средств и не лишает аптеки обязанности иметь постоянно в наличии лекарства, включенные в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи» <>. Ведь в том же приказе п. 1.5 гласит: «для бесперебойного обеспечения населения ЛС аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент ЛС, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России». Более того, это законодательная норма в отношении аптечных организаций, прописанная в п. 6 ст. 55 Федерального закона N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»: «аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».
<> Из постановления апелляционного арбитражного суда (август 2010 г.) в отношении аптечной организации.
Очень хочется надеяться, что официальный комментарий, приведенный на сайте Минздравсоцразвития, изменит отношение наших судов к вопросу постоянного наличия всего минимального ассортимента в аптеке. Дождемся первых результатов проверок по новому ассортименту.
Исполнительный директор
НП «Аптечная гильдия»
Е.НЕВОЛИНА
Подписано в печать
10.11.2010