Вопрос: В связи с тяжелым финансовым положением аптеке очень накладно проводить ежегодные медосмотры работников по приказу N 302н, а также аттестацию рабочих мест 1 раз в 5 лет. Какое наказание предусмотрено индивидуальному предпринимателю, если сотрудники проходят только флюорографию и кож.-вен. кабинет, а аттестация рабочих мест вообще не проводилась, если медосмотр по приказу N 302н проводится не ежегодно, а через год?
Ответ: Статьей 34 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 25.11.2013) определена обязанность работников отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей проходить медицинские осмотры. «Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников» утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н (в ред. от 15.05.2013). Статьей 212 Трудового кодекса РФ на работодателя возложена обязанность обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний. Таким образом, не выполнение работодателем указанных выше обязанностей по обеспечению прохождения аптечными работниками обязательных медицинских осмотров может рассматриваться как нарушение норм санитарного и трудового законодательства. Статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, установлены санкции в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно части 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
14.03.2014