«Ремедиум», 2011, N 4
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основанием формирования службы клинической фармакологии в Российской Федерации является ряд нормативных актов как Минздравсоцразвития России, так и управлений здравоохранением субъектов РФ. Создание института главных внештатных специалистов является важной частью организации системы здравоохранения в стране. Каждый субъект РФ в лице комитетов и министерств по здравоохранению и социальному развитию регулярно издает приказ «О главных внештатных специалистах». Данный приказ утверждает Положение, в котором определены задачи, обязанности, полномочия и права главного внештатного специалиста комитета по здравоохранению администрации региона, а также утверждает состав главных внештатных специалистов, в том числе и клинического фармаколога. Обновление списка главных внештатных специалистов Минздравсоцразвития России [1] в ноябре 2008 г. (приказ Минздравсоцразвития России от 5 ноября 2008 г. N 621), в том числе главного внештатного специалиста — клинического фармаколога, повлекло за собой изменение стиля работы и активизацию службы после некоторого перерыва. Первым результатом работы новой профильной комиссии экспертного совета в сфере здравоохранения Минздравсоцразвития России по специальности «Клиническая фармакология» было обновление и утверждение 20.03.2009 ее нового состава. К этому моменту список включал 86 специалистов, в т.ч. 60 главных внештатных специалистов управлений здравоохранением субъектов РФ, 9 руководителей профильных НИИ и 17 профессоров и доцентов медицинских вузов, не являющихся главными внештатными специалистами. Согласно сложившейся практике при наличии медицинского вуза в регионе функции главного внештатного специалиста выполняет заведующий профильной кафедрой, поэтому всего в этот момент в состав комиссии входило 40 клинических фармакологов — профессоров и доцентов медицинских вузов. В настоящее время вертикаль существующей организации службы клинической фармакологии в Российской Федерации реализована следующим образом: — Минздравсоцразвития России;
— Департаменты Минздравсоцразвития России; — главный внештатный специалист — клинический фармаколог Минздравсоцразвития России; — профильная комиссия Экспертного совета в сфере здравоохранения Минздравсоцразвития России по специальности «Клиническая фармакология»; — рабочая группа профильной комиссии Экспертного совета в сфере здравоохранения Минздравсоцразвития России по специальности «Клиническая фармакология»; — главные внештатные специалисты — клинические фармакологи управлений здравоохранением субъектов РФ; — отделения клинической фармакологии лечебных учреждений; — клинические фармакологи лечебных учреждений (руководители и рядовые специалисты). Кроме того, к работе службы привлекаются следующие организации и отдельные специалисты: — кафедры и курсы клинической фармакологии медицинских вузов; — профильные научно-исследовательские институты; — лаборатории клинической фармакологии, фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэкономики, фармакоэпидемиологии и т.д.; — клинические фармакологи различных ведомств; — профессиональные сообщества клинических фармакологов (наиболее представительной и значимой является Межрегиональная общественная организация «Ассоциация клинических фармакологов»). С началом экспертной и организационной работы достаточно быстро выделилась рабочая группа профильной комиссии, взявшая на себя основную роль в подготовке и проведении мероприятий службы и выполнении поручений Минздравсоцразвития России. Кроме этого к работе подключился ряд специалистов из регионов, формально членами комиссии не являющихся, например главные внештатные специалисты — клинические фармакологи городов (Краснодар, Челябинск, Санкт-Петербург), профессорско-преподавательский состав кафедр клинической фармакологии медицинских вузов (Волгоградский госмедуниверситет, Воронежская медакадемия и др.). Основной список рабочей группы по разработке порядков и стандартов оказания медицинской помощи, ограничительных списков: — Петров Владимир Иванович (Волгоград); — Батищева Галина Александровна (Воронеж); — Батурин Владимир Александрович (Ставрополь); — Бурбелло Александра Тимофеевна (Санкт-Петербург); — Кетова Галина Григорьевна (Челябинск); — Козлов Сергей Николаевич (Смоленск);
— Недогода Сергей Владимирович (Волгоград); — Решетько Ольга Вилоровна (Саратов);
— Сидоренкова Нина Борисовна (Барнаул); — Сычев Дмитрий Алексеевич (Москва);
— Фролов Максим Юрьевич (Волгоград);
— Хохлов Александр Леонидович (Ярославль); — Шпигель Александр Семенович (Самара). Основная работа, проводимая профильной комиссией и ее рабочей группой, включает несколько направлений. Прежде всего, это экспертная работа по заданию руководства и Департаментов Минздравсоцразвития России: — Участие в заседаниях Экспертной комиссии Минздравсоцразвития России по формированию проекта Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на 2010 и 2011 гг., рецензирование предложений на включение и исключение препаратов Перечня [2]. — Рецензирование стандартов оказания медицинской помощи по различным профилям и заболеваниям (более 1000 стандартов по внутренним болезням, кардиологии, онкологии, ЛОР-болезням, инфекционным болезням, акушерству и гинекологии; торакальной, сосудистой и общей хирургии, гематологии, психиатрии, неврологии, пульмонологии и др.). — Разработка Проекта «Правил проведения клинических исследований биоэквивалентности и/или терапевтической эквивалентности лекарственных препаратов», 2010 г. — Работа по согласованию справочника медицинских услуг. — Рецензирование проектов, поступивших в Минпромторг России в рамках деятельности рабочей группы «Медицинская техника и фармацевтика» Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. Проведение всероссийских мероприятий с участием значительной части профильной комиссии (с обеспечением кворума для принятия решений) и других клинических фармакологов, специалистов по лекарственному обеспечению, руководителей управлений здравоохранением регионов: — 8 апреля 2009 г. в Москве проведено совещание «Актуальные вопросы клинической фармакологии и лекарственного обеспечения», впервые собравшее практически всех главных внештатных специалистов страны. В рамках совещания проведено заседание профильной комиссии Экспертного совета в сфере здравоохранения МЗ и СР РФ по специальности «Клиническая фармакология». Тогда же было принято решение о создании Межрегиональной общественной организации «Ассоциация клинических фармакологов». — 18-19 мая 2010 г. в Волгограде проведено совещание «Актуальные вопросы клинической фармакологии и лекарственного обеспечения». В рамках совещания проведено заседание профильной комиссии Экспертного совета в сфере здравоохранения МЗ и СР РФ по специальности «Клиническая фармакология» и другие мероприятия. — 14-15 сентября 2010 г. в Волгограде проведен Всероссийский научно-практический семинар для молодых ученых «Методологические аспекты экспериментальной и клинической фармакологии» [3]. В рамках семинара — актовые лекции ведущих российских клинических фармакологов «Фундаментальные аспекты клинической фармакологии» и «От эксперимента к практике», круглые столы и школы для практических врачей. — 10 декабря 2010 г. в Москве проведен Форум «Национальная лекарственная политика», в котором принимали активное участие многие члены профильной комиссии. — 11-12 мая в Ярославле состоится очередное совещание «Актуальные вопросы клинической фармакологии и лекарственного обеспечения», подготовка к которому ведется в настоящий момент. Работа по разработке и принятию нормативных актов по специальности «клиническая фармакология», направленная на развитие службы. — Разработка квалификационной характеристики врача — клинического фармаколога, 2010 г. — Разработка и согласование приказа Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2010 г. N 1022н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Клиническая фармакология» [4]. Важными задачами в деятельности рабочей группы профильной комиссии экспертного совета в сфере здравоохранения Минздравсоцразвития России по специальности «Клиническая фармакология» является привлечение к своей работе максимального числа членов профильной комиссии и других специалистов, а также способствование назначению главных внештатных специалистов — клинических фармакологов субъектов РФ и крупных городов. Эта работа ведется постоянно, взаимодействие расширяется, назначаются новые специалисты. Оценивая сегодняшний состав профильной комиссии отметим, что он, после реорганизации в 2009 г., сохранил свою структуру. Из 86 членов комиссии 59 являются главными внештатными специалистами управлений здравоохранением субъектов РФ (здесь происходит периодическая смена части персоналий, но с приходом новых членов комиссии прежние не прекращают своей работы, входя в расширенный ее состав и продолжая принимать участие в работе), 9 руководителей профильных НИИ и 18 профессоров и доцентов медицинских вузов, не являющихся главными внештатными специалистами. Всего в состав комиссии входит 41 клинический фармаколог из числа профессоров и доцентов медицинских вузов. В членах МОО «Ассоциация клинических фармакологов» состоят более 80% членов профильной комиссии Экспертного совета в сфере здравоохранения Минздравсоцразвития России по специальности «Клиническая фармакология», что является серьезным аргументом представительности этой общественной профессиональной организации клинических фармакологов России. Обсуждая вопросы работы профильной комиссии, не стоит забывать, что основной задачей службы клинической фармакологии в стране является оказание медицинской помощи по специальности «клиническая фармакология». Работа специалистов на местах включает несколько направлений работы, вытекающих из должностных обязанностей врача — клинического фармаколога и потребностей клинической практики в лечебных учреждениях. Чем сегодня должен заниматься клинический фармаколог лечебного учреждения [5]? — Консультативная работа (консультация врача врачом и пациента врачом), прежде всего, в оценке и рекомендациях проведения рациональной индивидуальной фармакотерапии. — Участие в ведении сложных пациентов.
— Экспертиза качества фармакотерапии.
— Участие в разработке локальных стандартов лечения заболеваний. — Участие в лекарственной политике лечебного учреждения, организации лекарственного обеспечения. — Участие в формировании ограничительных списков, формуляров, ассортимента закупок лекарств. — Создание и поддержание формулярной системы в лечебном учреждении. — Безопасность применения лекарств: мониторинг нежелательных лекарственных реакций. — Информирование врачей в области информации о лекарственных методах лечения, проведение образовательных мероприятий. В настоящее время в стране в лечебном процессе участвует более 1200 клинических фармакологов. Этого, учитывая масштабы России, недостаточно, особенно учитывая неравномерность распределения специалистов по субъектам РФ. Кадровый вопрос будет активно обсуждаться на совещании в Ярославле в мае 2011 г. Выше уже говорилось о работе профильной комиссии по разработке и принятию нормативных актов по специальности «клиническая фармакология», в том числе Порядка оказания медицинской помощи. Создание и обеспечение реализации положений таких Порядков оказания медицинской помощи населению РФ по различным специальностям — одна из современных важных задач, стоящих перед управлениями здравоохранением всех уровней, в том числе Минздравсоцразвития России. Выполнение ее необходимо для обеспечения единых требований к объему и качеству медицинской помощи на всей территории страны. 31 декабря 2010 г. был публикован приказ Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2010 г. N 1022н г. Москвы «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Клиническая фармакология». Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 28 декабря 2010 г. Регистрационный N 19415, интернет-ссылка на источник: http://www.rg.ru/2010/12/31/farmakologia-dok.html [4]. Отметим некоторые важные позиции этого документа, определяющего структуру и задачи лечебного звена службы клинической фармакологии. Порядок регулирует вопросы оказания медицинской помощи больным (взрослым и детям) с различными заболеваниями, осуществляемой врачами — клиническими фармакологами в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, при этом медицинская помощь осуществляется путем консультативного сопровождения лекарственной терапии, назначенной пациенту, в целях повышения эффективности и безопасности лечения, а также оптимизации деятельности медицинской организации в области лекарственного обеспечения. Соответственно, медицинскую помощь больные с различными заболеваниями по медицинским показаниям получают: в рамках первичной медицинской помощи в виде консультации врача — клинического фармаколога поликлиники и в рамках специализированной медицинской помощи в виде консультации врача — клинического фармаколога, либо врачебного консилиума с участием врача — клинического фармаколога. Врачи — клинические фармакологи оказывают медицинскую помощь больным с различными заболеваниями на основе взаимодействия с врачами других специальностей. При наличии медицинских показаний лечащий врач направляет пациента к врачу — клиническому фармакологу. В случае функционирования в медицинской организации отделения клинической фармакологии медицинская помощь оказывается в рамках отделения клинической фармакологии. Клинические фармакологи оказывают помощь прежде всего в областных, краевых, республиканских медицинских организациях, а также прочих медицинских организациях с коечным фондом 1000 и более мест. Это одна из центральных позиций нового Порядка. Уже сегодня все крупнейшие стационары субъектов РФ должны будут иметь клинического фармаколога в штате. У руководителей медицинских организаций и региональных минздравов возникает задача — подготовить и удержать новые кадры, что очень важно для развития службы. В других медицинских организациях медицинская помощь по специальности «Клиническая фармакология» предоставляется при наличии должности клинического фармаколога. То есть те регионы, в которых служба клинических фармакологов традиционно развита и сильна, сохраняют свои кадры и не должны урезать ставки специалистов. Структура службы и численность клинических фармакологов по-прежнему устанавливается руководителем медицинской организации. Рекомендуемые штатные нормативы находятся в приложении N 3 к настоящему Порядку. Медицинская помощь оказывается как непосредственно врачом — клиническим фармакологом пациенту (в форме первичной и повторных консультаций), так и на основе взаимодействия врачей всех специальностей с клиническим фармакологом медицинской организации. Форма взаимодействия, помимо участия в консилиумах, проведение организационно-методических и обучающих мероприятий, цель которых — повышение эффективности и безопасности лекарственной терапии в медицинской организации. Как должно быть реализовано такое взаимодействие? В поликлиниках врачи различных специальностей лечат больных с различными заболеваниями в соответствии с установленными стандартами медицинской помощи и с учетом рекомендаций врачей — клинических фармакологов. Подобным же образом организуется работа и в стационарах. Многое в работе клинического фармаколога зависит от региональных особенностей. Чем больше возможностей у врачей назначать индивидуальное лечение, выходить за рамки стандартов лечения и ограничительных списков лекарств, тем нужнее и важнее клинический фармаколог. Чем эти возможности меньше, тем сложнее нам будет работать. Далее в Порядке прописывается, когда врачи различных специальностей должны направлять больных на консультацию врача — клинического фармаколога при подозрении или в случае: — выявления у больных значимых нежелательных лекарственных реакций; — комбинаций лекарственных средств, усиливающих частоту нежелательных лекарственных реакций; — нарушения функции почек или печени, изменяющих фармакокинетику лекарственных средств; — выявлении фармакогенетических особенностей пациента; — резистентности к проводимой фармакотерапии. Все эти случаи будут поводом обращения за консультациями. В приложениях к Порядку размещены:
1. Положение об организации деятельности кабинета врача — клинического фармаколога. 2. Положение об организации деятельности отделения клинической фармакологии. 3. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета и отделения клинической фармакологии. Эти важные позиции появились впервые, определив место и роль службы клинической фармакологии в отдельных лечебных учреждениях. Отметим еще такой важный момент, как упоминание и возможность направления пациента на фармакогенетическое исследование. Это тоже работа клинического фармаколога. Дальнейшая разработка нормативных документов, связанных с развитием персонифицированной медицины, сейчас ведется. Завершая рассмотрение Порядка оказания медицинской помощи по специальности «клиническая фармакология», задачи, которые он должен решить: — Принят закон, который регулирует вопросы оказания медицинской помощи больным (взрослым и детям) с различными заболеваниями, осуществляемой врачами — клиническими фармакологами в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения. — Прописаны новые права и обязанности, связанные с закупками лекарств. — Становится обязательным введение должности в областных, краевых, республиканских медицинских организациях, а также 1000-коечных больницах, что создает предпосылки к формированию службы клинической фармакологии в территориях, где ее до сих пор нет. — Можно продолжить работу над законодательными документами, прописывая важные для специалистов детали. Каковы наши задачи на сегодняшнем этапе развития практической клинической фармакологии в России? — 1. Дальнейшее развитие нормативной базы — требуется проработка и написание документов, регулирующих работу врачей — клинических фармакологов. — 2. Решение кадровой проблемы — создать условия, в которых медицинские организации и органы управления здравоохранением будут вводить должности клинических фармакологов, создавая им необходимые условия для работы. — 3. Необходим обмен опытом службы отдельных регионов и специалистов — на новом уровне, чаще и эффективней. — 4. Развитие вертикали управления службой в сочетании с защитой интересов врачей — клинических фармакологов на местах. Больше 2 лет существует обновленная служба главного клинического фармаколога страны, уже год как создана межрегиональная Ассоциация клинических фармакологов. Система развивается снизу, по необходимости, не «для галочки», и это хорошо известно. — 5. Актуализация стандартов оказания медицинской помощи. Стандарты оказания медицинской помощи при различных заболеваниях сейчас находятся в процессе доработки. И как только они выйдут в виде нормативных актов, их необходимо будет реализовать в практическом здравоохранении — эта работа непосредственно коснется клинических фармакологов больниц и поликлиник.
ЛИТЕРАТУРА
- Приказ Минздравсоцразвития России N 621 от 5 ноября 2008 г. «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 ноября 2004 г. N 283 «О главных внештатных специалистах-экспертах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации», .
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2135-р Российская газета, 13.02.2010, http://www.rg.ru/2010/01/13/perechenlek-dok.html.
- Материалы Всероссийского научно-практического семинара для молодых ученых «Методологические аспекты экспериментальной и клинической фармакологии», 2010 — Вестник Волгоградского государственного медицинского университета, Приложение, Волгоград. — 142 с.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 22 ноября 2010 г. N 1022н г. Москва «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Клиническая фармакология» — Российская газета, 31.12.2010, http://www.rg.ru/2010/12/31/farmakologia-dok.html.
- Клиническая фармакология Национальное руководство под ред. Ю.Б.Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К.Лепахина, В.И.Петрова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 976 с.
Главный внештатный специалист
— клинический фармаколог
Минздравсоцразвития России
В.И.ПЕТРОВ
Секретарь профильной комиссии
Экспертного совета
в сфере здравоохранения
Минздравсоцразвития России
по специальности
«Клиническая фармакология»
М.Ю.ФРОЛОВ
Подписано в печать
31.03.2011