КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
18 января 2000 г.
N 1
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Деятельность органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений по обеспечению медико-социальной помощи детям раннего возраста, оставшимся без попечения родителей, осуществляется в соответствии со стратегическими направлениями, предусматривающими проведение комплекса мероприятий, содействующих обретению ребенком семьи на основе решения проблем, связанных с его здоровьем, развитие реабилитационной помощи в домах ребенка и защиту прав детей раннего возраста, попавших в трудную жизненную ситуацию. Во исполнение этих направлений внесены дополнения и изменения в законодательство Российской Федерации в части снятия медицинских противопоказаний для усыновления детей, сокращения срока установления социально-правового статуса ребенка для передачи его на усыновление. Разработан с учетом изменившегося законодательства и находится на согласовании проект постановления Правительства Российской Федерации о положении о доме ребенка. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.92 N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были утверждены нормы питания и табель оснащения домов ребенка. Совместно с Минобразованием России разработана и введена в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.93 N 909 Федеральная целевая программа «Дети-сироты», которая в последующем включена в состав Президентской программы «Дети России» и в настоящее время утверждена до 2000 года включительно. Минздравом России изданы приказы от 28.09.93 N 227 «О совершенствовании системы организации медицинской помощи воспитанникам домов ребенка» и от 02.12.99 N 426 «О штатных нормативах домов ребенка». В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации разработаны порядок медицинского освидетельствования детей, подлежащих усыновлению, и граждан, желающих усыновить детей (приказы Минздрава и Минобразования России от 31.08.94 N 342/184 и от 05.03.96 N 369/641; приказ Минздрава России от 10.09.96 N 332) и медицинские формы на детей, передаваемых на усыновление (приказ Минздрава России от 03.07.95 N 195). С 1999 года разработана и введена статистическая отчетность, позволяющая анализировать заболеваемость и инвалидизацию воспитанников домов ребенка. Республиканскому объединению по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов приданы координирующие функции по организационно-методическому обеспечению деятельности домов ребенка. На базе кафедры поликлинической педиатрии с курсом реабилитологии РМАПО Минздрава России организованы постоянно действующие циклы повышения квалификации для врачей и педагогов, работающих в домах ребенка. Проводится целенаправленная работа по развитию реабилитации в домах ребенка. Отработана модель реабилитационной службы на базе дома ребенка г. Апатиты Мурманской области — эта система позволила сократить инвалидизацию детей по отдельным нозологическим формам в 2-3 раза, добиться коррекции нарушений по ведущим линиям развития (речевая, сенсорная, двигательная). В 21 территории организованы учреждения подобного типа (Архангельская, Владимирская, Орловская, Пермская, Московская области, Республики Коми, Карелия, Татарстан, Удмуртская и др.). В комплексной реабилитации детей применяются методы восстановительной терапии, а также современные технологии педагогической коррекции и социализации. В ряде домов ребенка внедрены индивидуальные программы реабилитации. С целью управления работой домов ребенка по обеспечению воспитанников своевременной адекватной медицинской помощью в 1998 г. разработана и сертифицирована компьютерная программа «Состояние здоровья детей, находящихся в домах ребенка Российской Федерации», на основе которой в Минздраве России создается банк данных о здоровье детей, позволяющий анализировать состояние их здоровья и вносить необходимые коррективы в деятельность органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений в регионах. В настоящее время за счет средств Федеральной целевой программы «Дети России» 80 домов ребенка, имеющих компьютеры, оснащены модемами, инструкциями пользователя и обучены работе с программой. На основании Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в РСФСР» дети домов ребенка обеспечиваются пенсией по случаю потери кормильца и социальной пенсией по инвалидности (инструктивное письмо Минздрава России от 25.02.98 N 2510/1676-98-32).
Примечание.
Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Совместная работа Минздрава России и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации позволила при ухудшающемся состоянии здоровья родителей и детей в семьях, из которых дети поступают в дома ребенка, добиться улучшения состояния здоровья воспитанников. Вследствие этого по сравнению с 80-ми годами в 1,8 раза увеличилось число детей, переданных в семью, и в 2,7 раза сократилось число передаваемых в интернатные учреждения. Вместе с тем, данные проверок, публикации в средствах массовой информации, а также представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации свидетельствуют о том, что, несмотря на проводимую работу, органы управления здравоохранением и лечебно-профилактические учреждения не обеспечивают в должном объеме медицинскую помощь и правовую защиту интересов детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей. Данные анкетирования домов ребенка, полученные из 75 территорий, свидетельствуют о том, что до настоящего времени 15% домов ребенка размещены в неудовлетворительных условиях, в ряде случаев подлежат закрытию (г. Калач-на-Дону и г. Михайловка Волгоградской области, г. Маркс Саратовской обл., пос. Иноземцево Ставропольского края и др.). Начала формироваться тенденция передачи этих учреждений в муниципальную собственность, вследствие чего заметно ухудшается питание детей, обеспечение медикаментами, необоснованно сокращаются штаты сотрудников. Очень медленно осуществляется компьютеризация домов ребенка, что затрудняет создание базы данных о здоровье воспитанников, а следовательно ограничивает возможности органов управления здравоохранением в контроле и управлении обеспечения детям своевременной медицинской помощи. При удовлетворительном укомплектовании кадрами 81% педагогов и 78% врачей имеют низкую теоретическую подготовку по особенностям профилактического наблюдения, донозологической диагностики и течения соматических заболеваний у детей с нервно-психическими расстройствами. В большинстве домов ребенка регистрируется высокий уровень заболеваемости респираторными вирусными и острыми кишечными инфекциями, а также носительства вируса гепатита В. По данным проверок домов ребенка в 15-и территориях 94% воспитанников имеют медотводы от профилактических прививок. Низок процент осмотра детей врачами-специалистами (стоматолог — 0,2%, хирург — 22%, офтальмолог — 13,7%, отоларинголог — 8,5%). Недостаточно используются инструментальные методы обследования (от 2 до 19%), вследствие чего диагностика проводится на основании клинических данных. Во многих случаях не устанавливается диагноз сопутствующей соматической и др. патологии (эндокринной, сердечно-сосудистой системы, органа зрения, хирургических, в т.ч. ортопедических заболеваний, внутриутробной инфекции). В большинстве домов ребенка основным направлением медицинской помощи являются уход и симптоматическое лечение. По мнению экспертов реабилитационная работа развита недостаточно, мало используются методы активного общения, вследствие чего у 90% воспитанников страдает речевое и сенсорное развитие. Дефекты психолого-педагогической работы усугубляют социальную и материнскую депривацию, не компенсируют дефекты развития детей, вызванные отсутствием семьи. До 30% детей поступают из лечебно-профилактических учреждений в дома ребенка недостаточно обследованными, с неустановленным диагнозом заболевания (ДЦП, гипотиреоз, дисплазия тазобедренных суставов, грыжи и т.д.). От 30 до 40% детей поступают с диагнозом перинатальная энцефалопатия, за которым скрываются как серьезные неврологические нарушения, так и незначительные функциональные отклонения. Выявлены случаи неправильной диагностики заболеваний у детей и несвоевременной коррекции пороков развития (г.г. Тверь, Ярославль, Тюмень, Шуя Ивановской области и др.). По данным единовременной диспансеризации практически в каждом доме ребенка от 15 до 30% воспитанников имеют хирургические (в основном грыжи различной локализации), ортопедические (дисплазия суставов, кривошея, сколиоз и др.) и офтальмологические заболевания, которые не были диагностированы и по ним не проводилось лечение. В среднем каждый второй ребенок страдает анемией, гипотрофией или рахитом, выявленными в период диспансеризации. Имеют место случаи отсутствия своевременного лечения и коррекции заболеваний (пороки развития верхней челюсти, гидроцефалия, спинномозговая грыжа), а также несоответствия диагноза заболевания возрасту ребенка. На основании анализа медицинских документов умерших воспитанников домов ребенка (176 детей из 11 территорий) установлено, что около 50% детей, нуждавшихся в стационарном лечении, были госпитализированы несвоевременно. В 19,8% случаев смерть наступила в доме ребенка, т.к., несмотря на наличие медицинских показаний, вопрос о госпитализации не ставился. Все эти дети в течение длительного времени (до 3-х месяцев) получали лечение в доме ребенка, которое не было адекватным диагнозу заболевания и его тяжести. Имелись случаи отказов в госпитализации. Как в домах ребенка, так и в стационарах причиной смерти, как правило, считается основное заболевание ребенка (болезнь Дауна, «волчья пасть» и др.), а не те острые состояния, которые привели к летальному исходу. По мнению экспертов в 81,3% случаев смерть наступила от заболеваний и состояний, присоединившихся к основному заболеванию. Проверками выявлены серьезные просчеты в защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Практикуется длительная задержка детей в стационарах по социальным, а не медицинским показаниям (Республика Татарстан, Рязанская, Нижегородская, Московская и др. области). Нарушаются порядок и сроки передачи сведений из лечебно-профилактических учреждений и домов ребенка на детей, подлежащих усыновлению, в органы опеки и попечительства; порядок хранения, оформления и выдачи в родильных домах медицинских свидетельств о рождении. Имеются факты выдачи медицинских заключений о состоянии здоровья воспитанников домов ребенка, передаваемых на усыновление, не экспертными комиссиями органов управления здравоохранением, а непосредственно учреждениями, где находятся дети, и т.д. Кроме того, руководители домов ребенка принимают необоснованные решения о противопоказаниях к усыновлению, если ребенок является инвалидом (Чувашская республика, Тульская, Нижегородская области). В лечебно-профилактических учреждениях практикуются рекомендации родителям об отказе от ребенка в случае тяжелых нарушений состояния здоровья детей. В целях совершенствования медико-социальной помощи детям раннего возраста, оставшимся без попечения родителей, коллегия решает: 1. Обратить внимание руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации на снижение личной ответственности за обеспечение медико-социальной помощи детям раннего возраста, оставшимся без попечения родителей, защиту их прав и интересов, деятельность домов ребенка. 2. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации: 2.1. Принять немедленные меры по обеспечению медицинской помощи и соблюдению законности в части охраны прав детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей; разбирать каждый случай смерти в указанной группе детей с соответствующими организационными выводами. 2.2. Обеспечить внедрение регистра состояния здоровья детей в домах ребенка; ежегодную диспансеризацию воспитанников силами специалистов медицинских ВУЗов, НИИ, лечебно-профилактических учреждений областного уровня; шире использовать возможности федеральных медицинских учреждений для оказания высокоспециализированной медицинской помощи детям-сиротам. 2.3. Осуществлять перевод детей в интернатные учреждения, вновь поступающих и после перенесенного заболевания, комиссионно с комплексной оценкой состояния здоровья и развернутыми рекомендациями по тактике наблюдения, дальнейшему лечению и реабилитации. 2.4. В течение месяца после изменения диагноза заболевания передавать дополнительные сведения о состоянии здоровья детей, подлежащих устройству в семью, в органы опеки и попечительства. 2.5. Запретить подготовку и передачу медицинских документов на усыновляемых детей в органы опеки и попечительства, минуя медицинские комиссии при органах управления здравоохранением. 2.6. Принять необходимые меры по увеличению охвата детей в домах ребенка профилактическими прививками, использовать выделяемую за счет средств федерального бюджета вакцину против гепатита В в первую очередь для иммунизации указанного контингента детей. 2.7. Внести на рассмотрение администрации субъектов Российской Федерации вопрос о приведении материально-технической базы домов ребенка в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями: о создании условий для лечебно-диагностической и реабилитационной помощи: о форме собственности (государственная, муниципальная) каждого дома ребенка с учетом охраны прав воспитанников. 2.8. Обеспечить повышение квалификации специалистов домов ребенка по вопросам диагностики, лечения и реабилитации детей с врожденными и наследственными заболеваниями центральной нервной системы в сочетании с соматической патологией. 2.9. Информацию о проделанной работе представить в Минздрав России в июне 2000 г. 3. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации повысить действенность государственного надзора за соблюдением санитарно-гигиенических требований по организации питания и питьевого режима детей в домах ребенка. 4. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.): 4.1. Осуществить контроль за деятельностью органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений по обеспечению прав детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей. 4.2. Продолжить работу по внедрению регистра состояния здоровья воспитанников домов ребенка. Срок — декабрь 2000 года
4.3. Подготовить инструктивные материалы по унификации основных направлений деятельности домов ребенка. Срок — февраль 2000 года
4.4. Направить в органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации служебные письма по результатам анализа медицинских документов умерших воспитанников домов ребенка; экспертизы единовременной диспансеризации воспитанников; по охране прав детей в учреждениях системы здравоохранения; о работе попечительских советов домов ребенка. Срок — май 2000 года
4.5. Разработать методические документы по приведению в соответствие с МКБ 10-го пересмотра диагностики перинатальных поражений центральной нервной системы. Срок — апрель 2000 года
4.6. Совместно с Министерством образования Российской Федерации подготовить приказ о порядке взаимодействия органов опеки и попечительства с лечебно-профилактическими учреждениями. Срок — март 2000 года
5. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.), Научному центру здоровья детей РАМН (Баранову А.А.) (по согласованию) пересмотреть САНПИН по домам ребенка. Срок — ноябрь 2000 года
6. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.), Правовому управлению (Мельникова Л.С.): 6.1. Подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации: по перечислению разницы между назначенной и полагающейся к выплате пенсии детям в период их нахождения в домах ребенка на полном государственном обеспечении на счета этих учреждений; о продлении срока реабилитации детей в домах ребенка после 4-х лет. Срок — март 2001 года
6.2. Обеспечить подготовку сборника нормативных правовых актов по охране прав детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Срок — декабрь 2000 года
7. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.) разработать учебную программу и обеспечить повышение квалификации врачей домов ребенка по вопросам специфики течения соматических заболеваний у детей с поражением центральной нервной системы, умственной отсталостью и двигательными нарушениями. Срок — сентябрь 2000 года
8. Управлению делами (Белых С.В.) направить настоящее решение коллегии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для информации. Срок — февраль 2000 года
9. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на Заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Т.И.Стуколову.
Председательствующий на коллегии
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Л.И.ВЯЛКОВ
Секретарь коллегии
А.А.ПРОХОДА