ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ПРИКАЗ
от 20 января 2012 г. N 38
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ ГОРОДА МОСКВЫ
(в ред. Приказов Департамента здравоохранения г. Москвы от 09.04.2012 N 275, от 10.08.2012 N 796)
В целях дальнейшего совершенствования организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы, реализации постановления Правительства Москвы от 07.04.2011 N 114-ПП «О Программе модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2012 гг.» и постановления Правительства Москвы от 04.10.2011 N 461-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)» приказываю: 1. Создать трехуровневую систему оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы, включающую: 1.1. Первый уровень — амбулаторно-поликлинические учреждения, оказывающие первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь и некоторые наиболее востребованные виды первичной специализированной медико-санитарной помощи (далее по тексту — городские поликлиники). 1.2. Второй уровень — амбулаторно-поликлинические учреждения, оказывающие первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь и в основном первичную специализированную медико-санитарную помощь (далее по тексту — амбулаторные центры). 1.3. Третий уровень — консультативно-диагностические отделения и центры, являющиеся структурными подразделениями стационарных лечебно-профилактических учреждений, а также диспансеры и научно-практические центры, оказывающие консультативную и лечебно-диагностическую помощь в амбулаторном порядке на догоспитальном этапе и после выписки больных из стационара. 2. Утвердить:
2.1. Перечень амбулаторно-поликлинических учреждений первого и второго уровней (приложение 1). 2.2 Временное положение об организации деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений первого уровня — городских поликлиник (приложение 2). 2.3. Примерный перечень оснащения амбулаторно-поликлинических учреждений первого уровня — городских поликлиник (приложение 3). 2.4. Временное положение об организации деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений второго уровня — амбулаторных центров (приложение 4). 2.5. Примерный перечень оснащения амбулаторно-поликлинических учреждений второго уровня — амбулаторных центров (приложение 5). 2.6. Временный порядок взаимодействия городских поликлиник и амбулаторных центров в трехуровневой системе оказания амбулаторно-поликлинической помощи (приложение 6). 3. Заместителю руководителя Департамента здравоохранения А.И.Хрипуну совместно с заместителем руководителя Департамента здравоохранения начальником Управления по работе с округами Н.В.Суслоновой и руководителями Дирекций по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения административных округов города Москвы: 3.1. В соответствии с пунктом 1 настоящего приказа разработать план мероприятий по созданию трехуровневой системы оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы и представить на утверждение. Срок 30.01.2012.
3.2. В соответствии с пунктом 2 настоящего приказа разработать методические рекомендации по организации работы городских поликлиник и амбулаторных центров для руководителей амбулаторно-поликлинических учреждений первого и второго уровней оказания первичной медико-санитарной помощи. Срок I квартал 2012 г.
4. Заместителю руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы И.Г.Третьяковой вносить изменения в объемы финансирования амбулаторно-поликлинических учреждений по мере необходимости и в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего приказа в пределах утвержденного бюджета отрасли на 2012 год. Срок — в течение 2012 г.
5. Начальнику Управления правового обеспечения и кадровой политики Департамента здравоохранения Т.Р.Мухтасаровой совместно с заместителем руководителя Департамента здравоохранения Н.В.Суслоновой и руководителями Дирекций по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения административных округов г. Москвы разработать план мероприятий по кадровому обеспечению городских поликлиник и амбулаторных центров. Срок — I квартал 2012 г.
6. Главным внештатным специалистам Департамента здравоохранения г. Москвы осуществлять методическое руководство работой профильных специалистов, оказывающих первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную и специализированную медико-санитарную помощь в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего приказа. 7. Руководителям амбулаторно-поликлинических учреждений в установленном порядке ежегодно предоставлять информацию в органы местного самоуправления муниципальных округов города Москвы о работе государственного учреждения здравоохранения, обслуживающего взрослое население соответствующего муниципального округа. (п. 7 введен Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 10.08.2012 N 796) 8. Считать утратившим силу приложение 1 к приказу Комитета здравоохранения г. Москвы от 06.10.1997 N 524 «О дальнейшем совершенствовании консультативно-диагностической службы», установить рекомендательный характер приложений 2-9 к вышеуказанному приказу. 9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы Н.Ф.Плавунова.
Руководитель Департамента
здравоохранения города Москвы
Л.М.ПЕЧАТНИКОВ
Приложение 1
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 20 января 2012 г. N 38
ПЕРЕЧЕНЬ
АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВОГО (ГОРОДСКИЕ ПОЛИКЛИНИКИ) И ВТОРОГО (АМБУЛАТОРНЫЕ ЦЕНТРЫ) УРОВНЕЙ
(в ред. Приказа Департамента здравоохранения г. Москвы от 09.04.2012 N 275)
Округ Амбулаторный Городская Прикрепленное Итого (чел.) центр поликлиника население (чел.) ЦАО ГП N 220 ГП N 220 25000 145500 ГП N 42 30000 ГП N 76 11800 ГП N 112 23200 ГП N 174 40800 ГП N 171 14700 ГП N 68 ГП N 68 20100 152658 ГП N 51 33000 ГП N 56 39000 ГП N 117 34000 П/о ГКБ N 1 26558 ГП N 3 ГП N 3 34800 167500 ГП N 20 38000 ГП N 129 41000 ГП N 104 32000 ГП N 92 21700 ГП N 46 ГП N 38 45000 149403 ГП N 15 32000 ГП N 37 28000 ГП N 46 21063 ГП N 116 23340
(в ред. Приказа Департамента здравоохранения г. Москвы от 09.04.2012 N 275)
ГП N 5 ГП N 5 26313 140813
ГП N 4 33500
ГП N 7 32000
ГП N 137 31000
ГП N 13 18000
САО КДЦ N 6 ГП N 188 60000 197100
ГП N 146 53600
ГП N 105 25000
ГП N 93 20000
ГП N 44 20000
ГП N 193 18500
ГП N 62 ГП N 62 58000 198000
ГП N 71 60000
ГП N 113 42000
ГП N 39 38000
ГП N 136 ГП N 136 50000 208000
ГП N 108 60000
ГП N 28 47000
ГП N 154 51000
ГП N 164 ГП N 164 52000 208000
ГП N 142 36000
ГП N 159 45000
ГП N 21 35000
ГП N 157 40000
П/о ГКБ N 81 П/о ГКБ N 81 50000 205000
ГП N 138 54000
ГП N 155 50000
ГП N 81 51000
СВАО ГП N 12 ГП N 12 40429 271569
ГП N 75 57764
ГП N 77 32851
ГП N 98 37826
ГП N 111 42586
ГП N 183 45113
МСЧ N 33 15000
ГП N 107 ГП N 107 64586 259927
ГП N 31 69354
ГП N 48 41020
ГП N 144 41822
ГП N 165 43145
ГП N 218 ГП N 218 84593 360858
ГП N 29 56673
ГП N 120 78901
ГП N 153 62028
ГП N 34 46818
ГП N 215 31845
ДЦ N 5 ДЦ N 5 84593 266462
ГБ N 43 13700
ГП N 43 26120
ГП N 169 51821
ГП N 179 48002
ГП N 190 42226
ВАО ГП N 64 ГП N 64 47000 161800
ГП N 114 27800
ГП N 122 40500
ГП N 18 46500
ГП N 66 ГП N 66 40000 179885
ГП N 78 40585
ГП N 196 18300
ГП N 206 36000
ГП N 80 45000
ГП N 69 ГП N 69 60748 205248
ГП N 73 49000
ГП N 132 46500
ГП N 30 49000
ГП N 175 ГП N 175 28500 219864
ГП N 130 48000
ГП N 86 51000
ГП N 172 40664
ГП N 16 51700
ГП N 191 ГП N 191 50000 213941
ГП N 87 43500
ГП N 91 41000
П/о ГБ N 9 9353
ГП N 182 41000
ГП N 222 29088
КДЦ N 2 ГП N 41 45000 135500
ГП N 186 50000
ГП N 149 40500
ЮВАО ГП N 9 ГП N 9 33800 172500
ГП N 89 64000
ГП N 145 57800
ГП N 100 16900
ГП N 19 ГП N 19 50900 181200
ГП N 47 54600
ГП N 189 42500
ГП N 227 33200
ГП N 23 ГП N 23 40000 162800
ГП N 224 30100
ГП N 45 52500
ГП N 167 40200
ГП N 36 ГП N 24 24700 162700
ГП N 36 45000
ГП N 185 65400
ГБ N 49 27600
ГП N 109 ГП N 109 42000 211700
ГП N 50 40300
ГП N 55 39500
ГП N 72 42000
ГП N 103 47900
ДЦ N 3 ДЦ N 3 56600 163800
ГП N 133 54900
ГП N 187 32300
ГП N 225 20000
ЮАО ГП N 52 ГП N 52 45000 193000
ГП N 125 40000
ГП N 119 48000
ГП N 192 60000
ГП N 166 ГП N 166 52000 184000
ГП N 204 48000
ГП N 148 48000
П/о ГКБ N 79 36000
ГП N 170 ГП N 170 50000 185000
ГП N 101 45000
ГП N 211 40000
ГП N 85 50000
ГП N 210 ГП N 210 22500 142500
ГП N 59 45000
ГП N 213 45000
ГП N 198 30000
ГП N 214 ГП N 214 48000 208000
ГП N 17 85000
ГП N 54 75000
КД N 2 ГП N 82 60000 200000
ГП N 35 48000
ГП N 61 60000
ГП N 208 32000
ПВЛ N 3 и ГП N 67 17000 193000 ГП N 67 (объединение) ГП N 127 55000 ГП N 27 45000 ГП N 32 25000 П/о N ГКБ N 4 36000 МСЧ N 34 15000 ЮЗАО КДП N 121 КДП N 121 43337 259664 ГП N 14 32617 ГП N 99 32944 ГП N 141 29038 ГП N 163 39534 ГП N 178 24000 ГП N 207 32985 ГП N 221 25209 ГП N 22 ГП N 22 31294 201486 ГП N 10 39834 ГП N 53 32520 ГП N 60 33867 ГП N 106 31008 ГП N 90 32963 ГП N 11 ГП N 11 36971 155516 ГП N 88 32835 ГП N 95 29914 ГП N 110 29895 ГП N 150 25901 ГП N 134 ГП N 134 44465 177805 ГП N 49 41340 ГП N 176 50000 ГП N 94 42000 ДКЦ N 1 ДКЦ N 1 49980 253959 ГП N 203 29583 ГП N 135 39347 ГП N 74 40685 ГП N 84 34825 ГП N 33 37606 ГП N 205 21933 ЗАО ГП N 195 ГП N 195 98530 221190 ГП N 147 45550 ГП N 83 7440 ГП N 162 47240 ГП N 199 22430 ГП 212 ГП N 212 47350 209310 ГП N 194 47350 ГП N 197 47530 ГП N 70 46990 ГП N 217 20090 ГП N 8 ГП N 8 65890 213570 ГП N 124 43850 ГП N 118 54890 ГП N 177 48940 ГП N 209 ГП N 209 48940 210410 ГП N 140 47240 ГП N 168 19740 ГП N 158 48940 ГП N 40 45550 ДЦ N 4 ГП N 102 35000 194820 ГП N 58 42200 ГП N 131 43850 ГП N 143 38770 ГП N 57 35000 СЗАО ГП N 180 ГП N 180 35800 226400 ГП N 226 43000 ГП N 229 42100 ГП N 96 50500 ГП N 181 52300 МСЧ N 60 2700 ГП N 115 ГП N 115 52000 197100 ГП N 173 49600 ГП N 128 52000 ГП N 79 43500 ГП N 219 ГП N 219 32000 260200 ГП N 97 52000 ГП N 126 50000 ГП N 139 53500 ГП N 151 52500 ГП N 200 20200 Зеленоград П/о ГБ N 3 ГП N 65 23500 188400 ГП N 152 50200 ГП N 201 80600 ГП N 230 75700
Приложение 2
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 20 января 2012 г. N 38
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВОГО УРОВНЯ
Основным видом деятельности городских поликлиник является первичная доврачебная медико-санитарная помощь, первичная врачебная медико-санитарная помощь (далее по тексту — первичная доврачебная и врачебная помощь). Эти учреждения имеют прикрепленное население и работают по территориально-участковому принципу. Городские поликлиники могут самостоятельно оказывать первичную специализированную медико-санитарную помощь по отдельным врачебным специальностям (далее по тексту — первичная специализированная помощь). Для организации первичной специализированной помощи прикрепленному населению в полном объеме каждая городская поликлиника в числе нескольких таких же учреждений первого уровня функционально закрепляется за амбулаторно-поликлиническим учреждением второго уровня — амбулаторным центром (приложение 1 к настоящему приказу). Прикрепленное население городских поликлиник, таким образом, получает первичную специализированную помощь преимущественно в амбулаторном центре, где сосредоточен необходимый для этого материально-технический и кадровый ресурс. Руководитель городской поликлиники (главный врач) назначается и освобождается Департаментом здравоохранения города Москвы по представлению директоров государственных казенных учреждений «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения административных округов». Структура и штатная численность городской поликлиники формируются с учетом потребности прикрепленного населения в первичной доврачебной и врачебной помощи и некоторых видах первичной специализированной помощи по следующим специальностям (видам работ (услуг): терапии, хирургии, неврологии, кардиологии, оториноларингологии, офтальмологии, эндокринологии, инфекционным болезням, клинической лабораторной диагностике, рентгенологии, физиотерапии, функциональной диагностике, ультразвуковой диагностике. По согласованию с директорами государственных казенных учреждений «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения административных округов города Москвы» дополнительно может формироваться структура и штатная численность в соответствии с наиболее востребованными специальностями (видами работ (услуг), основываясь на численности, структуре заболеваемости прикрепленного населения, в пределах средств, предусмотренных фондом оплаты труда. Городская поликлиника вправе, кооперируясь с другими городскими поликлиниками, вводить в штатное расписание специалистов, необходимых для оказания первичной специализированной помощи прикрепленному к ним населению. Основными задачами городской поликлиники являются: — оказание первичной доврачебной и врачебной помощи и некоторых видов первичной специализированной помощи населению, в том числе на дому; — ранняя диагностика заболеваний у лиц с повышенным риском развития сердечно-сосудистой, неврологической, онкологической и другой распространенной патологии, требующей дообследования и лечения в амбулаторно-поликлинических учреждениях, а также в стационаре; — организация и проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности, в том числе мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения и пропаганде здорового образа жизни. Для реализации этих задач городская поликлиника организует и осуществляет: — оказание плановой и неотложной медицинской помощи (при острых и внезапных заболеваниях, травмах, отравлениях и других несчастных случаях); — оказание первичной доврачебной и врачебной помощи и при необходимости первичной специализированной помощи на дому больным, которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посетить городскую поликлинику, нуждаются в постельном режиме, систематическом наблюдении врача или решении вопроса о госпитализации; — раннее выявление заболеваний, квалифицированное обследование пациентов, обратившихся в городскую поликлинику, направление их на дообследование и лечение в амбулаторный или специализированный центр; — своевременную госпитализацию больных, нуждающихся в стационарном лечении, с предварительным дообследованием, в том числе в других амбулаторно-поликлинических учреждениях города; — восстановительное лечение больных с патологией сердечно-сосудистой системы, последствиями нарушения мозгового кровообращения, заболеваниями, повреждениями опорно-двигательного аппарата и после оперативных вмешательств с привлечением для этой цели врачей-специалистов, в том числе из других амбулаторно-поликлинических учреждений города; — диспансеризацию населения, в том числе отбор пациентов, подлежащих дообследованию, динамическому наблюдению и лечению; — дополнительную диспансеризацию работающего населения; — профилактические осмотры населения по выявлению заболеваний; — профилактические осмотры подростков;
— проведение противоэпидемических мероприятий, а именно вакцинации, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с инфекционными больными и реконвалесцентами; — экспертизу временной нетрудоспособности больных, выдачу и продление листков нетрудоспособности, оформление рекомендаций тем, кто нуждается в изменении характера работы, отбор на санаторно-курортное лечение; — направление лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности для прохождения медико-социальной экспертизы; — санитарно-просветительную работу среди прикрепленного населения, включая рекомендации по рациональному питанию, двигательной активности, борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией; — ведение учетно-отчетной документации и анализ статистических данных. Первичная доврачебная и врачебная помощь оказывается амбулаторно и на дому медицинскими сестрами и фельдшерами, врачами-терапевтами, участковыми врачами-терапевтами. Некоторые виды первичной специализированной помощи оказываются амбулаторно и на дому профильными врачами-специалистами городской поликлиники, специалистами других амбулаторно-поликлинических учреждений города. В структуре городской поликлиники являются обязательными: — регистратура;
— смотровые-кабинеты;
— кабинет доврачебного контроля (включая экспресс-диагностику); — участковые терапевтические отделения; — кабинеты (отделения) по обязательным врачебным профилям первичной специализированной помощи; — кабинет (отделение) профилактики;
— кабинет инфекционных болезней;
— кабинет вакцинопрофилактики;
— отделение (кабинет) лучевой диагностики (рентгенологическая, ультразвуковая, флюорографическая, маммографическая диагностика); — кабинет функциональной диагностики (электрокардиография, нагрузочный ЭКГ-тест, суточное мониторирование артериального давления по Холтеру, суточное мониторирование ЭКГ по Холтеру, исследование функции внешнего дыхания); — отделение клинической лабораторной диагностики. На базе отдельно выделенных городских поликлиник должны (могут) быть организованы: — Центр здоровья;
— отделение неотложной медицинской помощи; — травматологический пункт;
— женская консультация (как подразделение роддома); — дневной стационар.
Оснащение лечебно-диагностических подразделений городской поликлиники должно соответствовать перечню оборудования, необходимого в порядке обязательного минимума (приложение 3 к данному приказу). Перечень оборудования при необходимости может быть расширен. Городская поликлиника является самостоятельным учреждением, действует на основании устава, пользуется правами юридического лица, имеет штамп и печать с обозначением своего наименования.
Приложение 3
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 20 января 2012 г. N 38
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВОГО УРОВНЯ (ГОРОДСКИХ ПОЛИКЛИНИК) В ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МИНИМУМА
N Наименование оборудования <*> Количество п/п
1 Автоматический гематологический анализатор (подсчет 1 количества эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина, тромбоцитов, лейкоцитарной формулы, среднего объема эритроцитов, гематокрита, среднего содержания гемоглобина в эритроците, средней концентрации гемоглобина в эритроците, гистограммы) с миксером для пробирок, в комплекте с принтером 2 Автоматический анализатор глюкозы 1 3 Коагулометр 4-канальный 1 4 Автоматический анализатор мочи 1 5 Многоканальный электрокардиограф 1 6 Комплекс для проведения ЭКГ-теста с физической нагрузкой 1 (тредмил-тест) 7 Аппарат для суточного мониторирования ЭКГ 1 8 Аппарат для суточного мониторирования АД 5 9 Рабочее место офтальмолога (набор пробных линз с пробными 5 оправами и принадлежностями, автоматический проектор знаков с принадлежностями, таблицы для определения цветоощущения, автоматический рефрактометр, набор скиаскопических линеек, щелевая лампа стационарная с принадлежностями, электрический офтальмоскоп, диафаноскоп, автоматический пневмотонометр, тонометр аппланационный Маклакова, экзофтальмометр, бинокулярный офтальмоскоп для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией, набор диагностических офтальмологических линз для непрямой офтальмоскопии, диагностическая офтальмологическая универсальная трехзеркальная линза для офтальмоскопии, периметр) 10 Рентгеновский аппарат на 2 рабочих места с возможностью 1 проведения томографических исследований 11 Маммограф цифровой 1 12 Флюорограф цифровой 1 13 Аппарат для ультразвуковой диагностики среднего класса с 1 комплектом датчиков (конвексный, линейный, сосудистый, полостной), цветным доплером и соответствующим программным обеспечением 14 Рабочее место оториноларинголога: ЛОР-комбайн аудиометр, 1 отоскоп, аппарат для массажа ушной барабанной перепонки, импедансометр, аудиометр и т.д.
<*> Остальные виды оборудования, расходные материалы и инструментарий могут дополнять перечень в соответствии с действующими табелями оснащения кабинетов в зависимости от потребности поликлиники и в соответствии с Порядками ведения больных для различных нозологий, утвержденными МЗ и СР РФ.
Приложение 4
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 20 января 2012 г. N 38
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВТОРОГО УРОВНЯ — АМБУЛАТОРНЫХ ЦЕНТРОВ
Амбулаторно-поликлинические учреждения второго уровня оказывают первичную доврачебную и врачебную помощь и в основном первичную специализированную помощь, в том числе в условиях дневного стационара и на дому. Выбор учреждения для организации амбулаторного центра осуществляется с учетом наличия необходимых для этого площадей, материально-технического и кадрового обеспечения. Если амбулаторный центр создается на базе городской поликлиники, имеющей прикрепленное население, общая численность его с учетом функционально закрепленных городских поликлиник должна составлять около 300 тыс. Деятельность амбулаторного центра осуществляется преимущественно на основе территориально-участкового принципа организации амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. Функциями амбулаторного центра могут быть также наделены самостоятельные амбулаторно-поликлинические учреждения, не имеющие прикрепленного населения, например диагностические и консультативно-диагностические центры. За каждым амбулаторным центром функционально закрепляются несколько амбулаторно-поликлинических учреждений первого уровня (городских поликлиник). Перечень амбулаторных центров определяется Департаментом здравоохранения города Москвы. Главный врач амбулаторного центра назначается и освобождается Департаментом здравоохранения города Москвы по представлению директоров государственных казенных учреждений «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения административных округов города Москвы». Структура и штатная численность амбулаторного центра формируются с учетом специальностей (по видам работ (услуг) по всему спектру специализированной помощи. В процессе организации амбулаторных центров, а также их взаимодействия с городскими поликлиниками возможно перемещение материально-технических и кадровых ресурсов из городских поликлиник в амбулаторные центры. Основными задачами амбулаторного центра являются: — обеспечение населения высококвалифицированной и доступной первичной специализированной помощью; — эффективное использование дорогостоящего медицинского оборудования, расходных материалов и медикаментов; — организация и проведение мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности; — осуществление организационно-методической деятельности по профилям оказываемой медицинской помощи в функционально закрепленных городских поликлиниках. Для реализации своих задач амбулаторный центр организует и осуществляет: — первичную специализированную помощь прикрепленному населению, используя любые виды стационарзамещающих технологий и на дому, а также прикрепленному населению городских поликлиник, функционально закрепленных к этому амбулаторному центру; — определение показаний для стационарной специализированной, а также высокотехнологичной медицинской помощи, направление больных в стационар после дообследования; — контроль качества медицинской помощи, оказываемой в закрепленных городских поликлиниках, выявление и анализ дефектов, допущенных врачами в процессе обследования и лечения пациентов; — разработку рекомендаций для специалистов городских поликлиник по лечению и диспансерному наблюдению пациентов, назначению и выписке лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для прикрепленного населения, лекарственному обеспечению льготных категорий граждан; — оказание первичной доврачебной и врачебной помощи населению, прикрепленному непосредственно к амбулаторному центру; — диспансеризацию населения, прикрепленного непосредственно к амбулаторному центру, в том числе отбор лиц, подлежащих динамическому наблюдению, дальнейшему обследованию и лечению; — экспертизу временной нетрудоспособности больных, выдачу и продление листков нетрудоспособности, оформление рекомендаций нуждающимся в изменении характера работы, отбор на санаторно-курортное лечение; — направление лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности для прохождения медико-социальной экспертизы; — санитарно-просветительную работу среди населения, включая рекомендации по рациональному питанию, двигательной активности, борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией; — ведение учетно-отчетной документации и анализ статистических данных. В структуре амбулаторного центра являются обязательными: — регистратура;
— при наличии прикрепленного населения — структура должна соответствовать организации городской поликлиники (приложение 2 к настоящему приказу); — отделения (кабинеты) врачей-специалистов; — рентгеновское отделение, в том числе кабинеты КТ-диагностики (МРТ-диагностики); — отделение ультразвуковой диагностики; — эндоскопическое отделение;
— отделение (кабинет) функциональной диагностики (электрокардиография, нагрузочный ЭКГ-тест, суточное мониторирование артериального давления по Холтеру, суточное мониторирование ЭКГ по Холтеру, исследование функции внешнего дыхания и др.); — отделение клинической лабораторной диагностики; — отделение восстановительного лечения; — централизованное стерилизационное отделение; — кабинет медицинской статистики.
Оснащение лечебно-диагностических подразделений должно соответствовать перечню оборудования, необходимого для амбулаторного центра в порядке обязательного минимума (приложение 5 к данному приказу). При наличии потребности перечень специального оборудования может быть расширен. Амбулаторный центр как амбулаторно-поликлиническое учреждение второго уровня является самостоятельным учреждением, действующим на основании устава, имеющим права юридического лица, штамп и печать с обозначением своего наименования.
Приложение 5
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 20 января 2012 г. N 38
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВТОРОГО УРОВНЯ (АМБУЛАТОРНЫХ ЦЕНТРОВ) В ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МИНИМУМА
N Наименование оборудования Количество п/п
1 Автоматический гематологический анализатор (подсчет 1 количества эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина, тромбоцитов, лейкоцитарной формулы, среднего объема эритроцитов, гематокрита, среднего содержания гемоглобина в эритроците, средней концентрации гемоглобина в эритроците, гистограммы) с миксером для пробирок, в комплекте с принтером 2 Автоматический анализатор глюкозы 1 3 Коагулометр 4-канальный 1 4 Автоматический анализатор мочи 1 5 Многоканальный электрокардиограф 2 6 Комплекс для проведения ЭКГ-теста с физической нагрузкой 1 (тредмил-тест) 7 Аппарат для суточного мониторирования ЭКГ 7 8 Аппарат для суточного мониторирования АД 7 9 Рабочее место офтальмолога (набор пробных линз с пробными 2 оправами и принадлежностям, автоматический проектор знаков с принадлежностями, таблицы для определения цветоощущения, автоматический рефрактометр, набор скиаскопических линеек, щелевая лампа стационарная с принадлежностями, электрический офтальмоскоп, диафаноскоп, автоматический пневмотонометр, тонометр аппланационный Маклакова, экзофтальмометр, бинокулярный офтальмоскоп для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией, набор диагностических офтальмологических линз для непрямой офтальмоскопии, диагностическая офтальмологическая универсальная трехзеркальная линза для офтальмоскопии, периметр) 10 Рентген-аппарат на 3 рабочих места с возможностью 1 проведения томографических исследований 11 Маммограф цифровой 1 12 Флюорограф цифровой 1 13 Мультиспиральный КТ от 64 срезов 1 14 Аппарат для ультразвуковой диагностики экспертного класса 1 с комплектом датчиков (конвексный, линейный, сосудистый, полостной), цветным доплером и программным обеспечением 15 Аппарат для ультразвуковой диагностики среднего класса с 1 комплектом датчиков (конвексный, линейный, сосудистый, полостной), цветным доплером и программным обеспечением 16 Аппарат для ультразвуковой диагностики переносной с 1 комплектом датчиков (конвексный, линейный, сосудистый, полостной) и программным обеспечением 17 Аппарат для эхокардиографии среднего класса с комплектом 1 датчиков (фазированный и линейный) и программным обеспечением 18 Эндоскопическое оборудование - шкаф для хранения 27 единиц эндоскопов с бактерицидным облучателем (2), аппарат для мойки и дезинфекции жестких и гибких эндоскопов (2), источник света для эндоскопической аппаратуры (6), колоноскоп с набором для биопсии (2), прибор для проведения внутрижелудочной pH-метрии (2), ректосигмоскоп с набором для биопсии (2), эзофагогастродуоденоскоп (4), эндоскопическая консоль или стойка с оборудованием и принадлежностями (3), бронхоскоп (1), назоларингофарингоскоп (1), установка для рециклинга гибких эндоскопов (2) 19 Реоэнцефалограф 4-канальный стандартный 1 20 Электроэнцефалограф 36-канальный, стационарный 1 21 Электронейромиограф стандартный с полным комплектом 1 дополнительного оборудования 22 Электрокоагулятор хирургический 1 23 Урофлуометр с принтером 2 24 Цистоуретроскопы гибкий и жесткий 1 25 Биопсийный пистолет 2 26 Небулайзер 1 27 Концентратор кислорода 1 28 Пульсоксиметр 1 29 Спироанализатор 1
30 Наркозно-дыхательная аппаратура
31 ЛОР-комбайн 1
МРТ-томограф — при наличии.
Приложение 6
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 20 января 2012 г. N 38
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ТРЕХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
- Настоящее положение определяет временный порядок взаимодействия между городскими поликлиниками, амбулаторными центрами и учреждениями третьего уровня, представленными консультативно-диагностическими центрами (отделениями) больниц, специализированными диспансерами и амбулаторными подразделениями научно-практических центров, оказывающими специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (далее по тексту — специализированные центры).
- Ответственность за оперативное взаимодействие между учреждениями всех уровней возлагается на главных врачей городских поликлиник, руководителей амбулаторных и специализированных центров. Координирует их работу соответствующая Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения административных округов.
- Основаниями для направления пациента из городской поликлиники в амбулаторный центр являются: — необходимость уточнить диагноз или стадию заболевания, определяющие особенности лечебной тактики; — необходимость и возможность осуществить в ходе дообследования специальные инвазивные и неинвазивные лечебные и диагностические мероприятия; — наличие диагноза у пациента, требующего оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, которую можно осуществить амбулаторно или в условиях дневного стационара; — отсутствие эффекта от проводимого лечения, необходимость коррекции проводимой терапии или индивидуального подбора лекарственных препаратов, наличие у пациента длительных периодов временной нетрудоспособности; — отсутствие в городской поликлинике соответствующего специалиста или вида обследования, которые необходимы больному.
- Порядок направления больных из городской поликлиники в амбулаторный центр: — для прикрепленных городских поликлиник руководитель амбулаторного центра ежемесячно, до 15 числа каждого месяца, формирует «Расписание приема врачей» на следующий месяц на основании графиков сменности и табеля учета рабочего времени (форма N Т-13, утвержденная постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1); — руководителем амбулаторного центра на основании «Расписания приема врачей» оформляются бланки направлений (форма 057/у-04), в которых указываются наименование амбулаторного центра, дата, время и профиль принимающих специалистов. «Расписание приема врачей» и бланки направлений передаются руководителям прикрепленных городских поликлиник под роспись о получении; — заместитель главного врача по медицинской части городской поликлиники распределяет по подразделениям полученные бланки направлений и контролирует их выдачу; — врач городской поликлиники имеет право заполнить указанный бланк и направить больного в амбулаторный центр по согласованию с заведующим подразделением. 4.1. При направлении в амбулаторный центр на руки больному выдается выписка из амбулаторной карты (форма 027/у) и бланк направления (форма 057/у-04), в котором дополнительно указывается: — диагноз или ведущий синдром; — цель направления («для уточнения диагноза», «для дополнительного обследования», «для назначения более эффективного лечения», «по требованию больного» и др.); — при наличии у больного листка нетрудоспособности указывается число календарных дней нетрудоспособности на запланированную дату явки в амбулаторный центр (в строке «Обоснование направления»); — для больных, имеющих льготы по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения или лечебным питанием, указывается категория льгот; — специальность, фамилия, имя, отчество и служебный телефон врача, направившего больного в амбулаторный центр; — фамилия, имя, отчество заведующего отделением, подписавшего бланк направления. 4.2. Главный врач городской поликлиники ежедневно информирует руководителя амбулаторного центра о выданных бланках направлений. Данная информация передается с целью оформления/подбора первичной медицинской документации на ожидаемых пациентов.
- Основными показаниями для направления (при необходимости) пациента из амбулаторного центра в специализированный центр (учреждение третьего уровня) являются: — отсутствие эффекта от проводимого лечения (долечивания), необходимость коррекции проводимой терапии или индивидуального подбора лекарственных препаратов; — развитие осложнений у пациентов, находящихся на долечивании; — отсутствие в амбулаторном центре соответствующего специалиста или вида обследования, которые необходимы больному; — необходимость принятия согласованного решения по госпитализации для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
- Основными показаниями для направления пациента из городской поликлиники (учреждение первого уровня) в специализированный центр (учреждение третьего уровня) являются: — отсутствие в амбулаторном центре необходимого больному врача-специалиста или вида обследования; — необходимость плановой госпитализации для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
- Порядок направления больных из городской поликлиники и амбулаторного центра в специализированный центр: — направление больного в специализированный центр осуществляется в соответствии с графиком приема врачей: — в регистратуре специализированного центра выделяется отдельный телефонный номер и назначается ответственное лицо для ведения записи больных на консультацию или плановую госпитализацию; — амбулаторный центр или городская поликлиника при необходимости направления больного в специализированный центр согласовывают по телефону дату и время приема, выдают на руки больному выписку из амбулаторной карты (форма 027/у) и подписанный бланк направления (форма 057/у-04). 7.1. Больной, направленный в специализированный центр, должен предоставить: — документ, удостоверяющий личность (паспорт); — полис ОМС; — выписку из амбулаторной карты (форма 027/у); — направление (форма 057/у-04), заполненное лечащим врачом. 7.2. Время ожидания согласованного приема в амбулаторном центре и специализированном центре не должно превышать 7 дней. 7.3. Время ожидания плановой госпитализации должно составлять не более 10 дней для больных терапевтического профиля и не более 14 дней для больных хирургического профиля, за исключением особых случаев: — необходимость получения высокотехнологичной медицинской помощи; — желание пациента лечиться у конкретного врача; — проведение ремонтных работ в конкретных структурных подразделениях стационара и др.
- Запись пациента на повторную явку осуществляется в ходе первичного приема врачом путем выдачи соответствующего талона (форма 025-4/у-88 «Талон на прием к врачу»). Динамическое наблюдение и долечивание больного может осуществляться на любом уровне оказания амбулаторно-поликлинической помощи.
- Рекомендации врачей специализированного центра являются обязательными для выполнения врачами амбулаторных центров и городских поликлиник. Рекомендации врачей амбулаторных центров являются обязательными для исполнения врачами городских поликлиник.
- В случае ограничения возможности приема пациентов руководители амбулаторного или специализированного центров незамедлительно информируют руководителей городских поликлиник, согласовывают и направляют пациентов в другой ближайший амбулаторный или специализированный центр. Такие больные оформляются в Журнале ожидания медицинской услуги, в котором фиксируется Ф.И.О., дата и год рождения, адрес, контактный телефон пациента, планируемая дата посещения, дата выполнения медицинской услуги, место выполнения услуги.
- Выписка рецептов для получения льготных лекарственных препаратов и оформление листков нетрудоспособности осуществляются в городских поликлиниках по территориально-участковому принципу.
- По факту оказания консультативной помощи, долечивания или проведения дополнительных обследований (с целью уточнения диагноза или подготовки к госпитализации) в амбулаторном центре или специализированном центре пациенту оформляется и выдается на руки медицинское заключение с рекомендациями по дальнейшему лечению и обследованию. Допускается передача всех вышеуказанных сведений и документов по выделенным электронным и телефонным каналам связи, отвечающим требованиям защиты персональных данных.
- Направление пациентов на послегоспитальное долечивание, восстановительное лечение или динамическое наблюдение из специализированных центров в амбулаторные центры или городские поликлиники происходит в порядке, аналогичном вышеизложенному. Порядок предусматривает также активное участие в долечивании врачей-специалистов стационара и специализированного центра, где больной проходил лечение.
- Руководители, заведующие подразделениями и врачи-специалисты городских поликлиник, амбулаторного и специализированного центров несут ответственность за результаты работы с прикрепленным населением. Дирекции по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения административных округов г. Москвы организуют ежемесячно: — врачебные, клинико-анатомические конференции и заседания комиссий по изучению летальных исходов, направленные в том числе на изучение выявляемых дефектов в оформлении медицинской документации и ведении больных; — совещания с анализом доступности и качества оказываемой медико-санитарной помощи, внесением необходимых корректировок в работу.