«Медицинский вестник», 2009, N 6
ВНЕ ЗАКОНА
Ситуацию, сложившуюся в стандартизации здравоохранения с точки зрения законодательства, комментирует доктор медицинских наук, профессор кафедры управления в сфере здравоохранения факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова Евгений Леонидович Никонов.
В соответствии с Конституцией в России три системы здравоохранения: государственная, муниципальная и частная. Логически для трех систем должны действовать единые стандарты, но систем различных стандартов медицинской помощи, исходя даже из принципа административно-территориального деления, как минимум, четыре: федеральная (более 600 стандартов утверждены приказами Минздравсоцразвития РФ), национальная (стандарты, утвержденные приказами Ростехрегулирования и разработанные профильными техническими комитетами), региональные и международные (ВОЗ, ИСО/ МЭК). Все стандарты лечения, действующие на территории РФ, являются рекомендательными. Ни один приказ Минздрава или Минздравсоцразвития, утверждающий стандарт оказания медицинской помощи, не зарегистрирован в Минюсте РФ. До сих пор остается неясным: что делать со стандартами, утвержденными Ростехрегулированием? Осенью прошлого года в Минздравсоцразвития пришли к заключению о необходимости введения единых и обязательных стандартов лечения с учетом изменений, произошедших в мае 2007 г., когда были внесены поправки в закон «О техническом регулировании» и сфера стандартизации лечебного процесса была выведена из-под действия этого закона. Действительно, медицина — это та область деятельности человека, в которой разрешено только то, что разрешено, и ст. 43 ФЗ от 22.07.1993 N 5487-1 «Основы Законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан» гласит, что «в практике здравоохранения используются методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке». Обратите внимание, что в данной статье Основ не сказано, что все методы и средства используются в соответствии со стандартами. Таким образом, законодательно вопрос обязательности соблюдения стандартов при лечении пациентов не урегулирован. Теперь считаю необходимым сравнить существующие определения «стандарт медицинской помощи» и «новая медицинская технология». В соответствии с приказом Минздрава РФ от 16.10.92 N 277 «О создании системы медицинских стандартов (нормативов) по оказанию медицинской помощи населению Российской Федерации» стандарт медицинской помощи — это система знаний, умений, навыков и условий, определяющих возможность выполнения определенного вида медицинской деятельности. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 20.07.2007 N 488 «К новым медицинским технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации или усовершенствованные совокупности методов (приемов, способов) лечения, диагностики, профилактики, реабилитации (далее — метод), средств, с помощью которых данные методы осуществляются, а в некоторых случаях и способ получения средства, применяемого в данной технологии». Таким образом, граница между определениями «стандарта медицинской помощи» и «новой медицинской технологией» несколько размыта. Нельзя не согласиться, что до определенной степени стандарт — это технология, которая также должна проходить разрешительные процедуры. В то же время новая медицинская технология может быть частью стандарта, описывая порядок выполнения той или иной медицинской услуги. До настоящего времени так и не определен порядок включения новых медицинских технологий в стандарт медицинской помощи. Но количество имеющихся противоречий и законодательных разночтений продолжает только нарастать. Так, например, 24 октября 2008 г. директор Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития О.Кривонос заявила, что новые стандарты медицинской помощи будут обязательными для лечебных организаций всех уровней, в то же время в утвержденном министерством «Положении об организации работы по разработке порядков оказания отдельных видов медицинской помощи и стандартов медицинской помощи» в п. 3д и 3е указано, что табель оснащения ЛПУ является примерным, а штатные нормативы — рекомендуемыми. Выводы делайте сами, однако это обстоятельство уже является основой для злоупотреблений при проведении проверок, судебных разбирательств. Кстати, «Основы законодательства РФ по охране здоровья граждан» (ст. 62) прямо относят к полномочиям Минздравсоцразвития установление стандартов оснащения организаций здравоохранения медицинским оборудованием, и никакой речи о «примерных табелях оснащения» там нет. В заключение необходимо сказать, что контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи в настоящее время практически невозможен, так как приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2006 г. N 905 утвержден Административный регламент Росздравнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, а сами стандарты качества медицинской помощи не разработаны и не утверждены. Таким образом, руководителям ЛПУ и врачам еще долго придется ждать каких-либо системных документов по стандартизации, а нынешнее лоскутное нормативное одеяло не греет… Но, может быть, это и хорошо?
Е.Л.НИКОНОВ
Подписано в печать
17.02.2009