«Медицинский вестник», 2015, N 13
«СКОРОЙ» В ПОМОЩЬ
Уже не первый год служба скорой медицинской помощи в стране работает в системе ОМС, и вопреки некоторым прогнозам это изменение не привело ни к каким катастрофическим результатам. Однако это не означает, что служба работает идеально: например, во многих регионах люди жалуются на то, что в «скорую» трудно дозвониться. Исправить ситуацию, по мнению участников круглого стола, прошедшего в конце апреля в Общественной палате РФ, поможет запуск общественного мониторинга времени ожидания ответа диспетчера.
Для этого при Общественной палате решено организовать горячую линию, по которой граждане могут «сообщать о проблемах, возникающих при обращении в службу скорой медицинской помощи. Для сбора отзывов пациентов о качестве службы могут быть задействованы и интернет-ресурсы. Например, главный врач Станции скорой и неотложной помощи Москвы им. А.С.Пучкова Николай Плавунов сообщил, что на их сайте с этой целью каждые два месяца проводится анкетирование. В Москве для выявления слабых звеньев в работе скорой медицинской помощи работает и единый статистический центр. Обсуждали на круглом столе и еще одну проблему. Согласно Федеральному закону N 323 «Об охране здоровья граждан в РФ», медицинская помощь оказывается только медицинскими организациями. В то же время «первая помощь», оказываемая пострадавшим в различного рода авариях и катаклизмах, не предусматривает медицинских манипуляций и использования лекарственных средств. В итоге, согласно букве закона, при ДТП, пожарах, катастрофах, ни сотрудники МВД, ни спасатели, ни пожарные не вправе ввести пострадавшему противошоковое или обезболивающее средство, антидот, наложить жгут для остановки кровотечения, поскольку не имеют лицензии на оказание медпомощи. При этом врачам бригад скорой медицинской помощи запрещено находиться в эпицентре экстренной ситуации. Для устранения этой правовой коллизии эксперты Общественной палаты, предлагают ввести в статью 31 ФЗ N 323 два новых понятия: — расширенная помощь — первая помощь, оказываемая с применением дополнительного оборудования, средств и устройств лицами, имеющими соответствующую подготовку; — первая помощь в особых случаях — первая помощь, оказываемая с применением антидотов, введением лекарственных препаратов или выполнением инвазивных мероприятий. Эти виды помощи обязаны будут оказывать сотрудники МВД, МЧС и военнослужащие, имеющие соответствующую подготовку, когда нет возможности дождаться мобильной бригады медиков или быстро доставить пострадавшего в больницу. По мнению экспертов, необходимо формировать навыки и готовность оказывать первую помощь до приезда врачей и у рядовых граждан. Участники круглого стола отметили также необходимость разъяснительной работы с населением. Например, многие звонящие в «скорую» негодуют, что их заставляют отвечать на различные вопросы, которые помогают диспетчеру определиться, какую бригаду направить к пациенту. Также у многих граждан сложился стереотип, что попасть в больницу можно, только набрав 03, что возлагает лишнюю нагрузку на службу. В целом же за последнее время служба скорой медицинской помощи стала работать эффективней. В частности, согласно данным Минздрава РФ, в 2014 году в более чем 85% случаев время доезда бригад не превышало 20 минут по всей стране, в 10,3% время ожидания бригады составило от 21 до 40 минут и лишь в 4,2% случаев — свыше 40 минут. — При этом поздние приезды приходились, как правило, на вызовы, не связанные с экстренной необходимостью, — уточнила директор Департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Минздрава России Оксана Гусева. И это при том, что, по мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Николая Герасименко, служба «скорой» оказалась в непростой ситуации после перехода на систему финансирования из фонда ОМС, которая оплачивает только пролеченные случаи. — А ведь есть и ложные вызовы, и случаи, когда человек умер до приезда врачей… — напомнил депутат. По мнению Николая Герасименко, служба скорой медицинской помощи должна финансироваться по принципу пожарной службы, которой выделяются средства не за потушенные пожары, а за готовность выехать на вызов. В качестве механизма, облегчающего работу службы, он предложил создание попечительских советов, которые смогут оказывать финансовую поддержку «скорой» и формировать ее положительный имидж в средствах массовой информации.
А.ГРИШУНИНА
Москва
Подписано в печать
18.05.2015