МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
14 августа 2002 г.
N 258
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ — ИНВАЛИДАМ И ИНВАЛИДАМ С ДЕТСТВА
В целях совершенствования реабилитационной помощи детям — инвалидам и инвалидам с детства ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1.1. Примерный перечень помещений и оборудования для осуществления реабилитационного процесса в лечебно — профилактических учреждениях системы здравоохранения (Приложение N 1). 1.2. Инструкцию о применении оборудования для осуществления реабилитационного процесса в лечебно — профилактических учреждениях системы здравоохранения (Приложение N 2). 2. Управлению медицинских проблем материнства и детства, Департаменту организации и развития медицинской помощи населению: 2.1. В срок до 01.03.2003 внести изменения в отчетно — учетную документацию по детской инвалидности и направить на утверждение в Госкомстат России. 2.2. В срок до 01.02.2003 провести анализ утвержденных медицинских реабилитационных технологий, подготовить пособие по их применению в комплексной программе реабилитации детей — инвалидов и инвалидов с детства от рождения без ограничения возраста для врачей реабилитационных учреждений независимо от ведомственной подчиненности. 3. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами в срок до 31.03.2003 проанализировать штатные нормативы специализированных лечебно — профилактических учреждений системы здравоохранения осуществляющих проведение восстановительного лечения и реабилитации инвалидов, в том числе, центров медицинской и социальной реабилитации с отделениями постоянного проживания для инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих, а также отделений на базе многопрофильных больниц для реабилитации инвалидов с детства самостоятельно передвигающихся и себя обслуживающих. При необходимости внести изменения и дополнения. 4. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению в срок до 01.01.2003 подготовить план мероприятий по разработке стандартов (протоколов) медико — социальной реабилитации инвалидов с детства, страдающих детским церебральным параличом без ограничения возраста в реабилитационных центрах и отделениях многопрофильных больниц. 5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра О.В.Шарапову.
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 14.08.2002 г. N 258
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОМЕЩЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЛЕЧЕБНО — ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. СОМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ (на 100 мест)
N Наименование оборудования, Количество п/п принадлежность помещений I. Помещения и дизайн 1 Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК) 1 30-35 кв. м 2 Помещение для компьютерного комплекса 1 30-35 кв. м
3 Элементы терапии средой (картины, эстампы,
графические работы и др.) В соответствии 4 Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, с мягкие напольные интерактивные покрытия с возможностями изображением сюжетно - ролевых игр, декоративные растения, приборы бокового освещения и пр.) II. Оборудование для реабилитации 1 Шведская стенка 4 2 Батут 2 3 Комплект ящиков - подставок 10 4 Гимнастические скамейки 10 5 Гимнастические палки 50 6 Канат 2 7 Гимнастические маты 10 8 Гимнастический обруч 50 9 Массажные коврики 10 10 Притч (деревянный топчан реечный) 50 11 Набор мячей различного диаметра и веса 5 12 Компьютерные тренажеры 10 13 Компьютерные игры 10 14 Тренажеры (ротационные) и игры (конструкторы 10 Lego, Puzzle) 15 Столовые приборы специальной конструкции по числу детей 16 Тренажер для обучения навыком ходьбы 5 (при тяжелых двигательных нарушениях)
1.2. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ, НЕЙРОХИРУРГИЧЕСКИЙ, НЕЙРОТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ПРОФИЛИ (на 100 мест)
N Наименование оборудования, Количество п/п принадлежность помещений I. Помещения и дизайн 1 Помещение для групповой кондуктивной терапии 1 30-40 кв. м. 2 Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК) 1 30-35 кв. м 3 Помещение для компьютерного развивающе - 1 обучающего комплекса 30-35 кв. м 4 Помещение для эрготерапии 30-35 кв. м 1 5 Помещение для сенсорной комнаты 15-20 кв. м 1 6 Помещение для Монтессори - терапии 20-25 кв. м 1 7 Элементы терапии средой (картины, эстампы, В графические работы и др.) соответствии с возможностями
8 Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен,
мягкие напольные интерактивные покрытия с изображением сюжетно - ролевых игр, декоративные растения, приборы бокового освещения и пр.) II. Реабилитационное оборудование 1 Шведская стенка 4 2 Батут 2 3 Комплект ящиков - подставок 10 4 Гимнастические скамейки 10 5 Гимнастические палки 50 6 Канаты 2 7 Гимнастические маты 10 8 Гимнастический обруч 50 9 Массажные коврики 10 10 Притч (деревянный топчан реечной конструкции) 50 11 Набор мячей различного диаметра и веса 5 12 Набор для проведения Монтессори - терапии 2 13 Сухой бассейн 2 14 Набор мягких форм специальной мебели 10 15 Компьютерные тренажеры 10 16 Сенсорная комната 1 17 Аппарат функционального биоуправления с 2 обратной связью ("Звуковой луч" и т.п.) 18 Специализированный набор психологической 10 коррекции 19 Специализированный набор для коррекции 10 речедвигательных нарушений 20 Тренажеры для развития мелкой моторики 50 21 Столовые приборы специальной конструкции по числу детей 22 Тренажер для обучения навыком ходьбы (при 5 тяжелых двигательных нарушениях)
1.3. ДОМА РЕБЕНКА (на 100 мест)
N Наименование оборудования, Количество п/п принадлежность помещений I. Помещения и дизайн 1 Помещение для групповой кондуктивной терапии 1 30-40 кв. м 2 Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК) 1 30-35 кв. м 3 Помещение для компьютерного развивающе - 1 обучающего комплекса 30-35 кв. м 4 Помещение для эрготерапии 30-35 кв. м 1 5 Помещение для сенсорной комнаты 15-20 кв. м 1 6 Элементы терапии средой (картины, эстампы, В графические работы и др.) соответствии с возможностями
7 Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен,
мягкие напольные интерактивные покрытия с изображением сюжетно - ролевых игр, декоративные растения, приборы бокового освещения и пр.) II. Реабилитационное оборудование 1 Шведская стенка 4 2 Батут 2 3 Комплект ящиков - подставок 10 4 Гимнастические скамейки 10 5 Гимнастические палки 50 6 Канат 2 7 Гимнастические маты 10 8 Гимнастический обруч 50 9 Массажные коврики 10 10 Притч (деревянный топчан реечной конструкции) 50 11 Набор мячей различного диаметра и веса 5 12 Сухой бассейн 2 13 Набор мягких форм специальной мебели 10 14 Компьютерные тренажеры 10 15 Сенсорная комната 1 16 Аппарат функционального биоуправления с 2 обратной связью ("Звуковой луч" и т.п.) 17 Тренажеры для развития мелкой моторики 50 18 Столовые приборы специальной конструкции по числу детей 19 Тренажер для обучения навыкам ходьбы (при 5 тяжелых двигательных нарушениях)
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 14.08.2002 г. N 258
ИНСТРУКЦИЯ
О ПРИМЕНЕНИИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЛЕЧЕБНО —
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
I. Оборудование применяется для организации комплексной реабилитации детей с хроническими заболеваниями и последствиями травм центральной и периферической нервной системы, опорно — двигательного аппарата, с умственной отсталостью и задержками психического развития различного генеза, в том числе детей — инвалидов. II. Назначение реабилитационного оборудования: 1. Шведская стенка:
— выработка хвата, увеличение объема движений в конечностях, укрепление ангравитационной мускулатуры. 2. Батут:
— тренировка функции равновесия, преодоление вестибулярных и мозжечковых расстройств, оптимизация опоры на стопы; — выработка, закрепление и оптимизация конструктивного праксиса; — тренаж для установочных выпрямительных рефлексов и более сложных локомоторных актов в атогенетической последовательности; — тренировка пространственно — ориентировочных двигательных реакций и навыков. 3. Комплект ящиков — подставок:
— для проведения занятий по кондуктивной терапии, выработки правильной осанки. 4. Гимнастические скамейки:
— тренировка вертикального положения туловища в положении сидя; — индивидуальные и групповые занятия по кондуктивной терапии с использованием дополнительного спортивно — игрового инвентаря (мячи, гимнастические палки, кольца и т.д.), направленные на увеличение объема движений верхних конечностей, скорость реакции, воспитание манипулятивных функций в условиях удержания вертикальной позы сидя; — выработка навыков равновесия и тренировка вестибулярной функции; — улучшение кинематического рисунка шага. 5. Гимнастические палки:
— выработка функции хвата и противопоставления пальцев кисти; — увеличение объема движений в суставах верхних конечностей; — преодоление нарушений осанки и порочных установок в позвоночнике; — укрепление выпрямительной мускулатуры. 6. Канат:
— формирование функций хвата и увеличение объема движений в верхних конечностях; — поддерживающее устройство при освоении вертикальной позы и локомоторных актов; — приспособление для игротерапевтических мероприятий (сюжетно — ролевые игры); — воспитание кинематического рисунка шага, преодоление нарушений функций равновесия и вестибулярных расстройств. 7. Маты:
— выработка разнообразных двигательных навыков и навыков вертикализации у детей с локомоторными расстройствами и задержкой развития опорно — двигательной системы. 8. Гимнастический обруч:
— воспитание хвата и противопоставления пальцев кисти; — увеличение объема движений в суставах верхних конечностей; — укрепление мышц живота и поясницы;
— оптимизация функции равновесия.
9. Массажные коврики:
— воздействие на рефлексогенные зоны подошвенной поверхности стоп; — формирование и укрепление свода стопы; — преодоление порочных установок стоп;
— оптимизация кинематического рисунка шага. 10. Притч:
— необходим для разнообразных индивидуальных и групповых занятий по кондуктивной терапии, направленных на преодоление двигательных нарушений и вестибулярно — атактических расстройств, а также на выработку навыков вертикализации. 11. Набор мячей разного диаметра и веса: — гашение примитивных технических рефлексов, снижение мышечного тонуса; — увеличение объема движений в суставах конечностей, выработка манипулятивных навыков; — тренировка опороспособности кистей и стоп; — преодоление аддукторного спазма;
— игротерапия (сюжетно — ролевые игры, сказкотерапия и т.п.). 12. Набор для проведения Монтессори — терапии: — для развития познавательной сферы ребенка и навыков самообслуживания (для детей в возрасте от 3 до 5 лет). 13. Сухой бассейн:
— развитие двигательной активности;
— тренировка вестибулярного аппарата;
— стимуляция тактильной чувствительности. 14. Набор мягких форм специальной мебели: — тренировка вестибулярного аппарата;
— для уменьшения аддукторного тонуса мышц бедер. 15. Компьютерные тренажеры:
— развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, устранение влияния примитивных тонических рефлексов, развитие пространственного восприятия, стимуляция высших корковых функций. 16. Компьютерные игры:
— развитие логического, образного мышления, конструктивного праксиса; — стимуляция образного, цветового, пространственного представления; — развитие памяти;
— активация манипулятивной деятельности. 17. Специализированный набор психологической коррекции: — для стимуляции высших корковых функций. 18. Тренажеры (ротационные) и игры (конструкторы Lego, Puzzle): — развитие манипулятивной активности, мелкой моторики рук, познавательной деятельности. 19. Сенсорная комната:
— повышение мотивации;
— развитие пространственных представлений, гашение гиперкинезов, развитие двигательной активности; — стимуляция тактильной, зрительной, слуховой чувствительности. 20. Звуковой луч:
— увеличение объема движений в суставах, развитие мелкой моторики рук и гашение непроизвольных движений; — развитие и закрепление правильной осанки; — развитие ощущения собственного тела в пространстве; — развитие мотивации.
21. Столовые приборы специальной конструкции: — для выработки навыка самообслуживания. При отсутствии помещений (Приложение 1, Раздел II п. 1, 2, 4, 6) — для организации реабилитации возможно использование зала для лечебной физкультуры, групповых помещений, холла, рекреаций и т.д.