Вопрос: Все движение товара (приход, реализация, возвраты и другое) в аптеках нашей сети ведется с помощью программного обеспечения. Не только в аптеках, но и в центральном офисе в компьютерах имеется информация о дате поставке товара, номере накладной, наименовании поставщика, серии, сроке годности препарата, а так же информация о качестве препарата (номер сертификата или декларации). При приемке товара ведется жесткий контроль и проверка соответствия серии на упаковке и в сопроводительных документах. Продажи в аптеках осуществляются с помощью сканирования упаковки считывающим устройством (сканер штрих-кода) и после выбора правильной серии препарата. 1. Возможно ли такой способ учета (с помощью программного обеспечения) товаров приравнять к компьютерному учету и не вести на бумажном варианте постеллажные карты? 2. Если нет, то нужны ли постеллажные карточки в аптеках, где нет отдельной материальной, и весь запас товара находится в торговом зале в закрытых шкафах или на витринах аптек? Аптеки с открытой и закрытой выкладкой. 3. Нужны ли постеллажные карты на не лекарственный ассортимент в аптеках?
Ответ: Абзацем 3 пункта 10 “Правил хранения лекарственных средств”, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (в ред. от 28.12.2010) установлено, что хранящиеся лекарственные средства должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). При использовании компьютерных технологий допускается идентификация при помощи кодов и электронных устройств. Согласно пункту 11 названного документа в организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт либо журналов учета сроков годности. Порядок ведения учета указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Применение программного обеспечения подразумевает использование компьютерных технологий и такой порядок учета можно приравнять к компьютерному. Таким образом, исходя из анализа данных правил, можно сделать вывод, что на стеллажные карты может быть нанесена кодировка, либо они могут быть заменены электронными устройствами. Для контроля реализации лекарств с ограниченными сроками годности стеллажные карты можно заменить компьютерными технологиями либо журналами учета сроков годности. Действующее законодательство устанавливает требования к идентификации стеллажей в помещениях хранения стеллажными картами только для лекарственных средств и биологических активных добавок. Данные требования установлены:
– Пунктом 10 утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н “Правил хранения лекарственных средств” (в ред. от 28.12.2010); – Пунктом 7.2.2 утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 N 50 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов “Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)” СанПиН 2.3.2.1290-03. Необходимость ведения стеллажных карт при хранении других товаров аптечного ассортимента действующими нормативно-правовыми актами не установлена. Названными документами, установлены требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения и БАД. Торговый зал аптечной организации не является помещением для хранения лекарственных средств и БАД, следовательно, на него положения указанных выше нормативных правовых актов не распространяются. Кроме указанных документов ни один иной нормативный правовой акт не устанавливает обязанности аптечной организации применять стеллажные карты для идентификации лекарственных средств и БАД при их хранении.
Юрисконсульт юридической
компании “Юнико-94”
Н.И.СТРЕЛКИНА
26.08.2014