«Фармацевтический вестник», 2007, N 40
ЗАКОНОДАТЕЛИ ПРЕДЛОЖИЛИ ДЛЯ ДЛО УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ
На последнем в нынешней сессии пленарном заседании Совет Федерации принял федеральные законы о внесении изменений в основной бюджет страны. Одновременно сенаторы рассмотрели и одобрили два федеральных закона — поправки в бюджет Федерального ФОМС на 2007 г., определяющие порядок завершения расчетов по поставкам медикаментов в рамках ДЛО в 2006 г., а также в трехлетний бюджет фонда на 2008-2010 гг., предусматривающие новую схему направления субвенции на реализацию госпрограммы.
Внесение изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 г.» продиктовано необходимостью осуществить распределение дополнительных доходов фонда, дополнительных ассигнований, а также остатков средств на 1 января 2007 г. Как следует из заключения на федеральный закон Комитета совета Федерации по бюджету, общий объем доходов фонда увеличивается со 139,6 до 154,7 млрд. руб. (на 10,8%). Объем доходов фонда изменен в связи с ожидаемым перевыполнением поступления единого социального налога на 2,5 млрд. руб., а также выделением дополнительных ассигнований из федерального бюджета в размере 12,5 млн. руб. Расходы увеличиваются со 139,6 до 172,4 млрд. руб. При этом отмечается, что впервые в ходе исполнения бюджета Федерального ФОМС образовался дефицит в размере 17,7 млрд. руб. Дополнительно 16 млрд. руб. направляются из федерального бюджета на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2006 г. В законе утверждена предельная сумма задолженности — 40,78 млрд. руб. На погашение этой задолженности направляются остатки средств на 1 января 2007 г. (2,7 млн. руб.), ассигнования федерального бюджета на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы (10,0 млрд. руб.), средства госбюджета, передаваемые бюджету фонда для завершения расчетов за фактически отпущенные препараты (22 млрд. руб.), средства нормированного страхового запаса (8,78 млрд. руб.). Средства нормированного страхового запаса будут распределены на эти цели по итогам работы по выверке счетов, которую сейчас осуществляет Федеральный ФОМС. Однако в заключении Комитета по бюджету отмечается, что руководство Федерального ФОМС неоднократно заверяло, что работа по выверке и завершению за фактически отпущенные в 2006 г. лекарственные средства будет завершена в максимально короткие сроки. Однако до сих пор эта работа не окончена. Основные изменения, вносимые в Федеральный закон N 184-ФЗ от 21.07.2007 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.», предусматривают исключение нормы, устанавливающей, что остатки средств, направленные в 2008 г. в виде субвенций территориальными ФОМС и не израсходованные ими по состоянию на 1 января 2009 г., подлежат возврату в бюджет Федерального ФОМС с последующим возвратом в федеральный бюджет. Изменяется порядок направления субвенции на финансовое обеспечение оказания социальной услуги по дополнительной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Как отмечает Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой, «предложенные Федеральным законом изменения в бюджет Федерального фонда ОМС на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг. позволят привести данный бюджет в соответствие с нормами действующего законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ». С принятием Федерального закона N 230-ФЗ от 18.10.2007 осуществляется передача полномочий в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг с федерального уровня на уровень субъектов Федерации. Бюджетом Федерального фонда ОМС на 2008 г., который был принят летом нынешнего года и вступает в силу с 1 января 2008 г., было определено, что реализация госпрограммы должна осуществляться в рамках базовой программы ОМС. С разграничением полномочий (Федеральный закон N 230-ФЗ предусматривает передачу полномочий по ДЛО регионам) эта функция передается субъектам Федерации. В связи с этим средства, выделяемые на финансовое обеспечение ДЛО, выводятся из базовой программы ОМС. С учетом делегирования полномочий по организации лекарственного обеспечения регионам трехлетний бюджет Федерального ФОМС предусматривает, что в 2008 г. фонд направит в бюджеты территориальных ФОМС денежные средства на финансовое обеспечение оказания социальных услуг по дополнительной бесплатной помощи. Территориальными фондами данные денежные средства направляются в региональные бюджеты. Такая многоступенчатая система была предложена на переходный период Минздравсоцразвития России. Начиная с 2010 г. будет действовать более простая система, по которой денежные средства из бюджета фонда будут перечисляться напрямую — в региональные бюджеты. Поправки в трехлетний бюджет предусматривают также норму, в соответствии с которой завершение в I квартале 2008 г. и продолжение в 1-м полугодии 2008 г. реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения с ориентацией на конечный результат с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование, осуществляется в соответствии с порядком, определенным Правительством РФ.
Т.ЛЕБЕДЕВА
Подписано в печать
11.12.2007