«Медицинский вестник», 2013, N 26
ВСКРЫТАЯ УГРОЗА
Без полной уверенности
Как следует из разъяснительного письма, направленного Министерством здравоохранения в территориальные органы управления здравоохранением, в систему ОМС переходят в основном широко растиражированные виды высокотехнологичной медицинской помощи, которые уже оказывались как специализированная медицинская помощь в учреждениях здравоохранения регионов. — Программа высокотехнологичной медицинской помощи — один из наиболее успешных проектов Минздрава России, для которого предполагаемый перевод ресурсоемких видов ВМП в систему ОМС представляет реальную угрозу, — считает главный внештатный детский специалист-хирург Минздрава России, заместитель директора Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии, профессор Владимир Розинов. — Дело в том, что действующие тарифы ОМС по таким профилям деятельности, как «нейрохирургия», «травматология-ортопедия», «челюстно-лицевая хирургия», «комбустиология», не покрывают прямых расходов медицинских организаций. Дефицит финансирования содержит риски привлечения средств пациентов для оплаты специальных (дорогостоящих) методов обследования и приобретения расходных материалов, что может негативно отразиться на социальной обстановке. При этом Владимир Розинов подчеркивает, что последовательный перевод ВМП в ОМС перспективен с точки зрения повышения доступности ВМП для жителей регионов, так как такая помощь будет оказываться в республиканских, областных, краевых и окружных больницах. Председатель Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике Виталий Омельяновский тоже считает генеральное направление движения верным, но обращает внимание еще на один аспект проблемы — слабое финансовое обоснование механизмов расчета тарифов на услуги ОМС, по которым оплачивается специализированная помощь: — Перевод части видов ВМП в систему ОМС в целом можно назвать движением в правильном направлении. Однако перед тем, как это произойдет, должны быть созданы возможности и методики финансирования этой помощи в условиях территориальных программ, которые в данный момент дефицитны. К сожалению, мой опыт общения с регионами свидетельствует, что на сегодняшний день процент субъектов, владеющих подобными методиками, крайне мал. По мнению эксперта, наделяя регионы самостоятельностью в финансировании организации медицинской помощи по различным профилям и заболеваниям или клинико-затратным группам (КЗГ), следует учитывать вероятность того, что далеко не все из них смогут справиться с поставленной задачей. — Высока вероятность, что территориальные фонды медицинского страхования начнут распределять средства, следуя привычному принципу «средней температуры по больнице», — добавляет Виталий Омельяновский. — При таком раскладе затратные направления высокотехнологичной медицинской помощи могут потерять адекватное финансирование, что неизбежно отразится на их объемах и доступности. Он считает, что процесс перевода ВМП в систему ОМС должен проходить постепенно, с хорошо организованной поддержкой со стороны федерального Министерства и ФОМС путем формирования соответствующей нормативной базы и подготовки методических рекомендаций по расчету и обоснованию тарифов, с одной стороны, с другой — системной образовательной и разъяснительной работой с руководителями регионального здравоохранения.
Не теряя оптимизма
Впрочем, Минздрав РФ заверяет, что финансовым наполнением высокотехнологичные операции будут обеспечены. «Соответствующее финансовое наполнение в связи с переводом части видов ВМП в специализированную медицинскую помощь в бюджетах территориальных фондов ОМС предусмотрено. С ФОМС и его территориальными отделениями проведена подготовительная работа, — говорится в ответе министерства на запрос редакции. — Все это, включая участие федеральных клиник в территориальных программах обязательного медицинского страхования, позволит сохранить доступность и качество отдельных видов медицинской помощи, переведенных из перечня высокотехнологичной медицинской помощи, для населения». Регионы тоже настроены решительно. — В течение последних двух лет проводилась организационная работа по формированию тарифов именно для тех видов медицинской помощи, которые передаются на уровень территориальных фондов ОМС, — отмечает руководитель Регионального сосудистого центра Красноярского края Алексей Протопопов. — У нас в регионе дефицита финансирования программы госгарантий по обсуждаемым направлениям нет. Оптимистичные оценки дает и начальник Управления здравоохранения Ростова-на-Дону Рафаил Девликамов: — Люди беспокоятся, не окажутся ли они один на один с болезнью при нехватке денег в местном бюджете. Я уверен: в нашем субъекте этого не произойдет. В Ростовской области высокотехнологичная специализированная помощь оказывается в соответствии с федеральными приказами на базе областных медучреждений по 14 профилям. С нынешнего года средства, выделяемые на эти цели из областного бюджета, были увеличены в три раза. Да и дефицит территориальной программы госгарантий за последние пять лет сократился с 34,1 до 14,8%, в текущем году прогнозируется дальнейшее его уменьшение. Похожие настроения и в Оренбургской области. — На августовском всероссийском селекторном совещании было озвучено, что возросшая нагрузка на ФОМС, связанная с финансированием исключенных в 2014 году из перечня ВМП методов и видов лечения, будет компенсирована, в том числе за счет ежегодного увеличения подушевого норматива, — говорит министр здравоохранения Оренбургской области Тамара Семивеличенко. — Прибавка, как нас уверяют, будет весьма ощутимой. При этом средства на финансирование ВМП, обеспечивающие ее качество и доступность, предусмотрены и в областном бюджете. Достаточно высоко оценивают регионы и готовность собственных медучреждений к оказанию специализированных видов помощи и с чисто технической точки зрения. — Большинство крупных стационаров нашего города, оказывающих экстренную медицинскую помощь, уже работают в рамках оказания помощи по федеральным квотам, — отмечает заместитель главного врача по медицинской части Мариинской больницы Лариса Щеглова (Санкт-Петербург). — Оборудование и квалификация сотрудников в петербургских ЛПУ полностью соответствует всем требованиям к оказанию этих видов помощи. В меньшей степени готова к изменениям Ленинградская область. Там некоторые виды высокотехнологичной помощи могут выполняться только в областной больнице.
Шанс предусмотреть
Казалось бы, оснований для опасений нет. Во всяком случае, регионы готовы решать проблемы по мере их поступления. И все-таки… — Говорить о том, что переход некоторых видов ВМП в систему финансирования обязательного медицинского страхования приведет к резкому росту числа учреждений, оказывающих такую помощь, не приходится, — комментирует ситуацию в регионе и.о. директора Медицинского центра — управляющей компании Алтайского медицинского кластера (Барнаул) Константин Недосеко. — Для этого необходимы особое оборудование, технологии и, самое главное, высококвалифицированные кадры. По его мнению, перевод части медицинских манипуляций из ВМП — прежде всего шанс предусмотреть «подводные камни» при переходе к оплате всей высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, который произойдет 1 января 2015 года. — Это должно дать нам представление, с какими рисками придется столкнуться системе ОМС и какие шаги будет необходимо предпринять для безболезненного увеличения финансовой нагрузки. Позволит отработать систему оплаты. Нужно понимать, что высокотехнологичная помощь — это ресурсоемкие методы лечения, и оплачивать их по существующим тарифам вряд ли удастся. Экспертные оценки показывают, что, как обычно, ситуация будет разниться от региона к региону. Как, например, следовало из ответа Минздрава Новосибирской области, в настоящее время 96% жителей области, нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи, получают ее на территории региона, а дефицит наполнения территориальной программы госгарантий составил в 2013 году всего 3,3%. Но следует понимать, что где-то картина будет совсем иной. И можно предположить, что изменениями в перечне ВМП федеральный Минздрав планирует привести показатели обеспеченности этими видами помощи в регионах к некоему общему знаменателю, по крайней мере подтолкнуть регионы к действиям.
Москва-Санкт-Петербург-
Ростов-на-Дону-Новосибирск-
Красноярск-Оренбург-Барнаул
Т.КОЛБАСОВА
А.ШАМАН
О.КОБЕРНИК
С.КАЗАЧЕНКО
Е.КОЗЛОВА
И.ПЕТРУХИНА
Подписано в печать
10.09.2013