КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
16 марта 2002 г.
N 7
Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации отмечает, что в сложившихся социально – экономических условиях кадровая политика в здравоохранении позволяет в основном выполнять задачи, поставленные Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. В последние годы в отрасли предприняты существенные меры по сохранению и развитию кадрового потенциала, повышению его профессионального уровня, оптимизации численности и состава, совершенствованию технологии учебного процесса. Получила дальнейшее развитие целевая контрактная подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием, разработаны и утверждены государственные образовательные стандарты, значительно активизировалась работа по охране труда специалистов в учреждениях здравоохранения, начата реализация второй “Отраслевой программы содействия занятости медицинских и фармацевтических работников на 2001 – 2003 годы”, внедряется “Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования”, утверждена “Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2001 – 2005 годы”. Начата подготовка специалистов новых специальностей с высшим (“Биотехнология”, “Экономика управления здравоохранением”, “Клиническая психология”, “Социальная работа”, “Сестринское дело”) и средним (“Медицинский технолог”, “Медицинский лабораторный техник”) профессиональным образованием. Вместе с тем остаются нерешенными следующие проблемы в области работы с кадрами: – отсутствие мотивационных стимулов к работе снижает эффективность труда медицинского персонала, не способствует повышению качества медицинского обслуживания населения, тормозит инновационный процесс; – несовершенство нормативно – правовой базы, необходимость научно – обоснованного прогноза численности кадрового состава и планирования подготовки специалистов с высшим и средним медицинским образованием на основе современных принципов планирования потребности населения в медицинской помощи; – отсутствие необходимых кадров на приоритетных направлениях, сохранение диспропорций между врачами общего профиля и узкими специалистами, врачами и средними медицинскими работниками, в медицинском обслуживании городского и сельского населения, в кадровом обеспечении различных территорий страны; – несоответствие системы подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения и задачам структурной перестройки отрасли; – несовершенство системы оплаты труда, соответствующей нагрузке и ответственности, форм компенсации за работу в сложных и опасных для здоровья условиях труда; – усиление тенденции оттока из отрасли специалистов; – несовершенство организации и управления кадровой службой, призванной осуществлять эффективную кадровую политику, отражающую современные подходы к управлению человеческими ресурсами; – отсутствие должной профессиональной подготовки и оптимальной системы отбора руководителей, необходимость формирования нового типа руководителя здравоохранения, способного работать в новых экономических условиях. Новые задачи, стоящие перед здравоохранением, требуют проведения активной кадровой политики, что и определило необходимость разработки проекта Концепции кадровой политики в здравоохранении (далее – концепция). Целью концепции является создание в отрасли системы развития трудовых ресурсов, базирующейся на экономических стимулах и социальных гарантиях, ориентированных на сближение интересов работника с интересами органов и учреждений здравоохранения в достижении высоких результатов труда по сохранению и охране здоровья человека и населения в целом, повышении статуса здравоохранения, получению наилучших показателей естественного движения населения, экономических результатов деятельности лечебно – профилактических учреждений и отрасли в целом. Основополагающей идеей развития кадров, положенной в основу концепции, является интегрированное развитие кадров и служб здравоохранения. Кадровые ресурсы являются самыми дорогостоящими ресурсами отрасли, стоимость которых возрастает по Мере накопления профессионализма и опыта. Нерациональное их использование и особенно неоправданные потери снижают социально – экономическую отдачу от кадрового потенциала. Управление человеческими ресурсами отрасли располагает большими внутренними резервами для оптимального использования персонала, в том числе – незадействованного потенциала ее работников. Системный подход к формированию кадровой политики в здравоохранении позволит более полно задействовать человеческий фактор в решении стратегических задач, стоящих перед отраслью, и обеспечить дальнейшее повышение качества медицинской помощи населению на основе рационального использования ресурсов. В реализации концепции велика роль всех уровней управления здравоохранения, общественных профессиональных и профсоюзных организаций, коллективов учреждений здравоохранения. КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:
1. Одобрить проекты Концепции кадровой политики в здравоохранении российской Федерации и Плана мероприятий по ее реализации. 2. В срок до 16.06.2002 Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики: 2.1. Доработать Концепцию кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации и подготовить приказ Минздрава России. 2.2. Доработать и представить План мероприятий по реализации Концепции кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации на утверждение в установленном порядке. 3. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителя Министра Т.И.Стуколову.
Председательствующий
на коллегии
А.И.ВЯЛКОВ
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ