«Менеджер здравоохранения», 2010, N 8
ЗАКОНОПРОЕКТ «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: ХРОНОЛОГИЯ ОБСУЖДЕНИЯ
29 ИЮНЯ 2010 ГОДА
Состоялось совместное заседание Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и стороны работодателей Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по обсуждению проекта Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Единое мнение участников: законопроект требует концептуальной переработки, его рассмотрение в Государственной Думе РФ преждевременно. В итоговом заключении говорится, что такого рода законы, напрямую затрагивающие интересы миллионов граждан и тысяч участников системы ОМС, необходимо принимать после широкого обсуждения и выработки согласованной позиции в обществе. Эксперты РСПП объявляют о неприятии не столько деталей планируемой реформы, сколько ее смысла. РСПП не устраивает «ошибочный» выбор в пользу бюджетно-распределительной модели системы ОМС и уход от страховой медицины в пользу «бюджетно-распределительных основ» оказания медуслуг. Недовольны предприниматели и страховыми взносами, которые назвали «суррогатной заменой бюджетного финансирования» здравоохранения. В экспертном заключении на законопроект РСПП выдвигает и более жесткие претензии к разработке Минздрава: по мнению союза, проект закона «не имеет четкой концепции», закрепляет отход от страховой медицины и «не увязан с нормами действующего законодательства и противоречит им». Документ называет права страхователей в модифицированной системе ОМС неопределенными. По мнению РСПП, законопроект только декларирует права застрахованных, но эти права «не поддержаны действенными и реалистичными способами из реализации» (полный текст заключения смотри в рубрике «Интересный документ», стр. 51). В письме к Борису Грызлову предприниматели совместно с ТПП, Национальной медицинской палатой, союзами и ассоциациями медстраховщиков медицинского сообщества излагают свои предложения по реформированию ОМС. В частности, предлагается рассмотреть вопрос о солидарных взносах работодателя и работника, состраховании и зависимости взносов от факторов поведения застрахованного. «Этот шаг будет крайне непопулярным в существующих реалиях, но он стимулирует население сохранять здоровье, уменьшая затраты на страховое обеспечение», — отмечается в предложениях. Предприниматели также предлагают «уточнить» статус страховых медорганизаций, их функции в системе, а также сократить полномочия Фонда ОМС, который, согласно законопроекту, одновременно реализует госполитику в отрасли и является страховщиком (полный текст Предложений смотри в рубрике «Интересный документ», стр. 54). Источник: Коммерсант
30 ИЮНЯ 2010 ГОДА
В Государственной Думе Российской Федерации состоялся «круглый стол», посвященный обсуждению законодательных аспектов модернизации системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
Правовое поле, устанавливаемое законопроектом, будет единым для всех субъектов Российской Федерации. Законопроект стирает границы между субъектами», — указал на новаторство нового закона директор ФФОМС Андрей Юрин. Неоспоримым достоинством этой редакции закона, по его мнению, являются и впервые четко прописанные обязательства региональных властей по выплатам страховых взносов на неработающее население. А также ввод строгого временного регламента по прохождению платежей. «Здесь закон однозначно прописывает, что в течение 25 дней оплата должна быть осуществлена, еще в течение десяти дней территориальный фонд, где был застрахован человек, должен перечислить деньги территориальному фонду по месту оказания помощи», — напомнил А.Юрин. Это будет способствовать повышению доступности медпомощи для застрахованных граждан в любой точке страны, уверен директор ФФОМС. Заместитель Министра здравоохранения и социального развития Владимир Зеленский отметил, что «перед чтением каждого законопроекта в Госдуме повторяется одна и та же история. Мы слышим заученные формулировки: «закон сырой», «закон фрагментарный» и «в таком виде его принимать нельзя». Возможно, дело в том, что часто для критики не требуется прочитывание законопроекта, а достаточно выдать привычные штампы, чтобы включиться в публичное обсуждение. Но в случае закона «Об обязательном медицинском страховании» речь идет о сфере, которая касается каждого из нас, как и на каких основаниях мы получаем и реализовываем наши конституционные права на бесплатную медицинскую помощь. Поэтому зерна от плевел надо отделять. Иначе мы уйдем от содержательного обсуждения конкретного законопроекта (его плюсов и минусов) к «мифическим конструкциям»: например, к предложениям исключить из ОМС все страховые компании как класс или же ликвидировать всю систему ОМС в принципе. Костяк кривотолков вокруг законопроекта зиждется на трех позициях: уход от страховых принципов в системе ОМС в пользу бюджетно-распределительной модели, якобы страховые медицинские организации «потеряют» статус страховщиков, а граждане лишатся права на получение медпомощи при отсутствии полиса. Во-первых, главный недостаток нынешней системы, перекрывающий все ее плюсы, — это все-таки разновидность бюджетной модели, в которой конкуренция сведена к минимуму. Кроме того, это раздробленная система. Отсюда вытекают всем известные проблемы, когда человеку, прописанному в одном регионе, получить помощь в другом регионе по полису затруднительно. Во-вторых, медицинское страхование — разновидность государственного социального страхования. С одной стороны, это означает, что классические принципы коммерческого страхования к ней неприменимы, а с другой, подразумевается, что по законодательству в роли страховщика может выступать организация, созданная Правительством Российской Федерации. Поэтому в законопроекте прописано, что в роли страховщика выступает Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который делегирует часть своих полномочий страховым компаниям. В-третьих, когда медицинская помощь требуется в экстренных случаях, она должна быть оказана. Тут не может быть спекуляций — есть у человека полис или нет. Получение медицинского полиса доступно каждому вне зависимости от его социального статуса: за неработающих граждан страховые взносы платит регион, за работающих — соответственно работодатель. В этом еще одно отличие социального страхования от коммерческого — абсолютное равенство прав всех граждан и всеобщий характер страхования. Наконец, нужно учитывать те объективные ограничения, в которых мы находимся. Система обязательного медицинского страхования в России работает свыше 15 лет, но она долго не реформировалась и инертна по своей сути. Она требует «настройки», ведь даже с учетом недостатка финансов (мы тратим на здравоохранение всего 3,4% от ВВП) за год только объем программы государственных гарантий составляет 1,2 трлн. руб. И этот ресурс нужно эффективно использовать. Еще одно объективное условие — мы не начинаем жить с чистого листа. Повторюсь, в такой сфере, которая касается каждого, ломать через колено не тот путь, который позволит достигнуть поставленной цели — сделать человека центральным звеном системы ОМС. Для этого мы переходим к финансированию конкретных оказанных услуг, а не учреждений. Деньги теперь идут за пациентом. Мы уходим от «крепостного права», предоставляя каждому право на выбор страховой компании, медицинского учреждения и врача. Естественно, мы должны создать такие условия, чтобы реализация права на выбор медицинского учреждения и врача не дошла до абсурда и не повлекла ухудшения доступности и качества медицинской помощи в целом. Мы переходим к рыночной ситуации, создавая конкуренцию за конечного потребителя услуг среди страховых и медицинских организаций. Переход на полный тариф, включающий в себя все затраты, при расчете с медицинским учреждением позволит экономически решить проблему оказания медпомощи пациентам из других регионов — клиники будут заинтересованы их принимать, поскольку именно за пациентами в больницу «приходят» деньги. Последний и, на мой взгляд, один из ключевых моментов — страховые компании должны стать защитником человека в его взаимоотношениях с медицинскими учреждениями. Эта сторона работы страховых компаний — защита прав застрахованных — должна стать основой в отношениях с потребителями и включать такие параметры, как подбор медицинской организации для оказания помощи, ведение своего клиента на всех этапах оказания этой помощи и контроль за тем, как она была оказана. То есть если человек приходит с полисом в больницу, а у него начинают требовать деньги за услуги, которые ему положены бесплатно, он первым должен позвонить в свою страховую компанию с требованием разобраться в ситуации. И это уже забота страховой компании, с которой человек заключил договор, — быть его «адвокатом», защищая его права. Это основные концептуальные положения закона. Безусловно, его отдельные положения требуют шлифовки, а механизмы реализации — доработки. Но для этого и нужны перед принятием закона его общественные слушания, совместная работа с профильными ассоциациями и экспертным сообществом. На это есть достаточно времени. Говорить же заученные фразы «в таком виде принимать нельзя» — значит, отрицать необходимость в модернизации системы ОМС, в повышении качества услуг и в переходе к рыночным механизмам. Заместитель Министра здравоохранения Республики Татарстан Анас Гильманов усомнился в реальности установленных сроков выбора страховой компании (к 1 ноября 2010 г.). «Когда мы говорим о свободе выбора страховой компании, ожидать, что этот выбор будет быстрым и осознанным, не приходится. В чем и как будут конкурировать страховые компании? Должен быть разработан четкий механизм и для выбора ЛПУ, равно как и механизм балансировки включения в программу частных медицинских организаций: если придет много частников, значит, уйдут государственных медицинские учреждения. А если частные уйдут из Программы через год?». Анатолий Семенченко, заместитель директора Департамента расходов федерального бюджета на здравоохранение, социальную политику и надзора за бюджетами государственных внебюджетных фондов Счетной палаты РФ остановился на таком неурегулированном проектом вопросе, как страхование неработающих граждан с социально значимыми заболеваниями и лиц без определенного места жительства, «а ведь это — миллионы наших граждан». Кроме того, он обратил внимание на предусмотренный дефицит бюджета ФФОМС на 2010 год в размере 202 млрд. рублей, на 2011 г. — 93 млрд. рублей, 2012 год — 29,7 млрд. рублей. Андрей Кигим, президент Российского союза страховщиков, подчеркнул необходимость уточнения понятий «страховые случаи» и «страховые риски», а также лимитов ответственности страховых медицинских компаний. Исполнительный директор Калужского областного фонда ОМС Сергей Степанов в своих комментариях отметил, что финансовое наполнение ФФОМС еще не означает модернизацию здравоохранения: «У нас огромное количество ЛПУ, в которых качество медицинской помощи достигнуто быть не может». Проректор Высшей школы экономики Сергей Шишкин полагает, что некоторые риски содержатся в любом подобном документе, полностью их исключить невозможно. Например, риском нового закона, разрешающего выбирать клинику по усмотрению пациента, могут стать огромные очереди на госпитализацию в областных больницах, которые на порядок лучше оборудованы, чем муниципальные в большинстве российских городов. «Если жители сельской местности пойдут в областные больницы с каким-нибудь элементарным аппендицитом, то будет нарушаться право других таких же сельских жителей на получение высококвалифицированной медпомощи при более серьезных заболеваниях», — отметил С.Шишкин. Еще одним риском, который создатели проекта закона по ОМС считают вынужденной издержкой, будет фактическое лишение части граждан медицинской помощи, а части ЛПУ оплаты за оказанную помощь. Речь идет о тех людях, которые по той или иной причине не получили страховой полис. Сейчас такие пациенты могут получить хотя бы скорую помощь, которая в систему обязательного медстрахования не включена. Новый же законопроект предусматривает включение скорой помощи в систему ОМС уже к 2013 году, но ничего не говорит о том, как тогда помогать гражданам без полисов. Источник: собств. корр. «МЗ»
1 ИЮЛЯ 2010 ГОДА
Председатель Комитета по финансовому рынку Госдумы предложил исключить страховые организации из реформированной системы обязательного медицинского страхования.
Об этом Владислав Резник заявил на заседании Комитета при обсуждении законопроекта об ОМС. «Я не понимаю, в чем роль страховых организаций, в чем их заинтересованность в эффективности лечения пациентов и их экономический интерес», — сказал В.Резник, отметив, что, по сути, страховые медицинские организации являются расчетными центрами и берут на себя часть функций территориальных фондов ОМС. Кроме того, В.Резник выразил сомнение в способности страховых компаний работать в рамках нового законопроекта об ОМС. С учетом того, что страховщики будут иметь резерв всего на полмесяца им не избежать задержек в выплатах. При этом в конце июля в силу вступают поправки в закон о банкротстве, согласно которым, задержка в выплате более чем 10 дней является основанием для подачи иска о банкротстве. Задержек более чем в 10 дней будет огромное количество, все страховые компании будут обанкрочены», — считает В.Резник. Он также отметил, что с учетом новых требований по уставному капиталу к страховым медицинским организациям (установлены в законопроекте, который идет в пакете с законопроектом об ОМС) на рынке ОМС останется всего 6 страховых компаний. По мнению В.Резника, полномочия страховых организаций можно передать территориальным фондам ОМС. В свою очередь один из авторов законопроекта, депутат Александр Чухраев, отметил, что страховщики будут заинтересованы в качественном лечении пациентов, поскольку от этого будет зависеть их количество и объем финансирования, который привязан к числу застрахованных. Председатель ФФОМС Андрей Юрин сообщил, что законопроект содержит перечень мер, которые будут стимулировать страховые организации укладываться в выделенный объем финансирования и даже сокращать его. В частности, речь идет о «стимулирующем» резерве, или бонусе, который будет предоставляться страховщику территориальным фондом ОМС. По его словам, будет разработан перечень показателей здоровья, который позволит оценивать работу страховых и медицинских учреждений. «Если страховая компания увидит, что медицинская организация не укладывается в показатели, она будет рекомендовать застрахованному сменить медицинское учреждение», — сказал он. «Конечно, можно исключить страховые организации из системы ОМС и передать их функции территориальным фондам ОМС, но для этого придется набрать штат госслужащих и открыть отделения фонда во всех городах». Замминистра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин сообщил, что этот вариант также обсуждался при подготовке законопроекта, но государство считает нецелесообразным тратить средства на расширение штата и считает возможным отдать эту функцию на аутсорсинг коммерческим структурам. Кроме того, по словам Ю.Воронина, при подготовке законопроекта не ставилась цель сломать полностью существующую систему. Вместе с тем он согласился с В.Резником, что, по сути, страховые организации, работающие в системе ОМС, не являются страховщиками в понимании закона «Об организации страхового дела в РФ». «По сути, они агенты и можно убрать из закона всю страховую атрибутику, например, лицензирование», — сказал Ю.Воронин. В ходе заседания Комитета было принято решение, что к вопросу о месте и роли страховых медицинских организаций необходимо будет вернуться при подготовке законопроекта ко второму чтению. Источник:
9 ИЮЛЯ 2010 ГОДА
Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Ольга Борзова, в частности, отметила: «Актуальность этих законопроектов не только в том, что действующий закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» был принят в 1991 году и во многом не соответствует современным условиям. Законопроекты разработаны и внесены в тот момент, когда в отрасли начат новый этап системных преобразований, направленных на модернизацию здравоохранения, повышение доступности медицинской помощи и эффективности работы лечебно-профилактических учреждений. Законопроект «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» содержит много новаций. Центральным элементом системы ОМС становится человек, гражданин. Он сам будет выбирать страховую медицинскую организацию, лечебное учреждение и врача, сможет получать медицинскую помощь в любой медицинской организации, работающей в системе ОМС. Это серьезный шаг к обеспечению равнодоступности медицинской помощи. Одним из важных новшеств законопроекта является создание конкурентной среды между медицинскими организациями. Вводится заявительный порядок участия в системе обязательного медицинского страхования для медицинских организаций, имеющих право осуществлять медицинскую деятельность. Создаются равные условия для медицинских организаций любых организационно-правовых форм и любой формы собственности, а также частнопрактикующих врачей. Финансирование здравоохранения становится одноканальным, более четким и понятным. Предусматривается переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу. Это покроет все затраты медицинского учреждения на медицинскую услугу и позволит оказывать качественную помощь в соответствии со стандартом лечения. Закон заставит субъекты РФ выполнять в полном объеме свои обязательства по уплате страховых взносов на неработающее население. Федеральным законом будет устанавливаться минимальный размер тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения. В 2011-2012 годах из бюджета Федерального фонда ОМС будут финансироваться региональные программы модернизации здравоохранения в субъектах РФ. В Комитете по охране здоровья создана Рабочая группа по работе над пакетом законопроектов по ОМС. В летний период предстоит большая работа над поправками к законопроектам. Мы планируем в сентябре принять законопроекты во втором и третьем чтении для того, чтобы до конца года были разработаны необходимые подзаконные акты». Источник: Комитет по охране здоровья ГД РФ
Редакционный материал