«Менеджер здравоохранения», 2012, N 1
РАЗБАЛАНСИРОВКА ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ В СИСТЕМЕ ОMC
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 сентября 2011 г. N 1030н утверждена новая форма типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключаемого между ТФОМС и страховой медицинской организацией (СМО). Что год грядущий нам готовит?
Приложением N 3 к типовому договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 сентября 2011 г. N 1030н, объявлен «Перечень санкций за нарушение договорных обязательств по настоящему договору», в котором имеется п. 11 «Нарушения деятельности по осуществлению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи», конкретизирующийся следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Перечень санкций за нарушение договорных обязательств по настоящему договору (Извлечение)
N Наименование Уменьшение Финансовые санкции за счет п/п нарушения финансирования собственных средств (руб., %) страховой медицинской организации (руб., %) 11.1. Невыявление дефектов, 100% Штраф в размере 10% соответствующих необоснованно от необоснованно оплаченной перечню оснований для оплаченной суммы отказа (уменьшения) суммы оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля 11.2. Нарушение сроков Штраф в размере 10% от суммы проведения контроля средств, перечисленных объемов, сроков, территориальным фондом качества и условий на ведение дела страховой предоставления медицинской организации за медицинской помощи, период, в котором допущены установленных в нарушения соответствии с порядком организации контроля 11.3. Невыполнение объемов Штраф в размере 10% от суммы медико-экономического средств, перечисленных контроля, медико- территориальным фондом экономической экспертизы на ведение дела страховой и экспертизы качества медицинской организации за медицинской помощи период, в котором допущены нарушения 11.4. Проведение экспертизы Штраф в размере 10% от суммы качества медицинской средств, перечисленных помощи с нарушением территориальным фондом требований на ведение дела страховой к специалистам, медицинской организации за ее осуществляющим, период, в котором допущены проведение экспертизы нарушения качества специалистом- экспертом, экспертом качества, не включенным в Реестр экспертов 11.5. Необоснованное снятие Штраф в размере 10% от суммы с медицинских средств, перечисленных организаций денежных территориальным фондом средств по результатам на ведение дела страховой проведения контроля медицинской организации за объемов, сроков, период, в котором допущены качества и условий нарушения предоставления медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования 11.6. Неприменение к Штраф в размере 10% от суммы медицинским организациям средств, перечисленных штрафных санкций по территориальным фондом результатам проведения на ведение дела страховой контроля объемов, медицинской организации за сроков, качества период, в котором допущены и условий предоставления нарушения медицинской помощи при наличии оснований их применения
Обращает на себя внимание, что п. 11.1 «Невыявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля» фактически совпадает с содержанием п. 11.6 «Неприменение к медицинским организациям штрафных санкций по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при наличии оснований их применения». Однако санкции, предусмотренные указанными пунктами, существенно разнятся. Таким образом, данным приказом Минздравсоцразвития России заложен очередной конфликт в систему взаимоотношений между ТФОМС и СМО. Отдельного рассмотрения заслуживают попытка Минздравсоцразвития России «прижучить» СМО устанавливаемыми размерами штрафных санкций и связанная с этим проблема соотнесения штрафных санкций в системе ОМС с риском и объемом потенциального вреда для жизни и здоровья гражданина РФ. Учреждение здравоохранения, оказывая застрахованному лицу медицинскую помощь, несет риск причинения потенциального вреда жизни и здоровью гражданина ненадлежащим качеством оказания ему медицинской помощи. При этом договорными отношениями между СМО и учреждением здравоохранения предусмотрены штрафные санкции за ненадлежащее качество медицинской помощи, повлекшее нанесение вреда здоровью или причинившее смерть, в максимальном размере — 200% стоимости медицинской помощи, что в натуральном исчислении составляет от 20 до 30 тысяч рублей. Одновременно к СМО со стороны ТФОМС за нарушения деятельности СМО по осуществлению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи предъявляется штраф в размере 10% от суммы средств, перечисленных ТФОМС на ведение дела СМО за период, в котором допущены нарушения, то есть в размере нескольких сот тысяч или миллионов рублей. Налицо несоответствие соотнесения штрафных санкций в системе ОМС: медицинская организация, реально способная нанести вред жизни и здоровью гражданина и причинить смерть, несет ответственность, несоизмеримо финансово низкую по сравнению с организацией (СМО), которая не несет абсолютно никакой социальной опасности для гражданина ненадлежащим исполнением бюрократических формальностей (проведение экспертизы, заполнение акта экспертизы, соблюдение сроков и объемов экспертиз), но которая отвечает несоизмеримым объемом финансового штрафа. При этом необходимо учесть и социальные последствия для общества и гражданина подобного несоответствия штрафных санкций: — вред жизни и здоровью гражданина, причиненный медицинской организацией, имеет существенное значение для последующих расходов на долечивание или на исправление дефектов, а также для возникновения обязательств государства по содержанию инвалида либо вообще не подлежит коррекции в случае летального исхода; — в то время как ненадлежащее исполнение СМО обязанностей перед застрахованным лицом, как правило, не приводит к возникновению вреда его жизни и здоровью или возникновению у государства обязательств по его содержанию в результате инвалидности. Минздравсоцразвития России и ФОМС, возглавляемые финансистами, обнаруживают странную финансовую логику: учреждения здравоохранения «бедны» и платить штрафы не могут, страховые медицинские организации «богаты» и должны платить много и часто! При этом, конечно, нельзя забывать и о меркантильной стороне дела: штрафы, взимаемые с СМО, поступают в ТФОМС и ФОМС сверх их бюджетов, то есть чиновники могут ими распоряжаться по своему усмотрению. То есть, чем больше штрафов взыскано с СМО, тем выше премиальная выплата чиновникам ТФОМС и ФОМС, не предусмотренная соответствующим бюджетом. Таким образом, такая позиция Минздравсоцразвития России и ФОМС является социально нерациональной, несправедливой и опасной, так как распределяет ответственность в системе ОМС без учета потенциального риска причинения вреда жизни и здоровью человека, возлагая основную ответственность на организации, не способные нанести указанный вред, что фактически стимулирует безнаказанность и никоим образом не препятствует росту дефектов качества медицинской помощи.
Д.м.н., профессор, президент
НП «Национальное агентство
по безопасности пациентов
и независимой медицинской
экспертизе», сопредседатель
Комитета независимой экспертизы
НП «Национальная медицинская палата»,
член Общественного совета по защите
прав пациентов при Росздравнадзоре,
г. Москва
А.А.СТАРЧЕНКО