Recipe.Ru

Статья. «Разбалансировка штрафных санкций в системе ОMC» (А.А.Старченко) («Менеджер здравоохранения», 2012, N 1)

«Менеджер здравоохранения», 2012, N 1

РАЗБАЛАНСИРОВКА ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ В СИСТЕМЕ ОMC

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 сентября 2011 г. N 1030н утверждена новая форма типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключаемого между ТФОМС и страховой медицинской организацией (СМО). Что год грядущий нам готовит?

Приложением N 3 к типовому договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 сентября 2011 г. N 1030н, объявлен «Перечень санкций за нарушение договорных обязательств по настоящему договору», в котором имеется п. 11 «Нарушения деятельности по осуществлению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи», конкретизирующийся следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Перечень санкций за нарушение договорных обязательств по настоящему договору (Извлечение)

    N         Наименование         Уменьшение    Финансовые санкции за счет     п/п         нарушения         финансирования     собственных средств                                          (руб., %)      страховой медицинской                                                             организации                                                                   (руб., %)                                                                                          11.1. Невыявление дефектов,    100%           Штраф в размере 10%                  соответствующих          необоснованно  от необоснованно оплаченной          перечню оснований для    оплаченной     суммы                                отказа (уменьшения)      суммы                                               оплаты медицинской                                                           помощи, установленному                                                       в порядке организации                                                        контроля                                                                                                                                            11.2. Нарушение сроков                        Штраф в размере 10% от суммы         проведения контроля                     средств, перечисленных               объемов, сроков,                        территориальным фондом               качества и условий                      на ведение дела страховой            предоставления                          медицинской организации за           медицинской помощи,                     период, в котором допущены           установленных в                         нарушения                            соответствии с порядком                                                      организации контроля                                                                                                                                11.3. Невыполнение объемов                    Штраф в размере 10% от суммы         медико-экономического                   средств, перечисленных               контроля, медико-                       территориальным фондом               экономической экспертизы                на ведение дела страховой            и экспертизы качества                   медицинской организации за           медицинской помощи                      период, в котором допущены                                                   нарушения                                                                                                   11.4. Проведение экспертизы                   Штраф в размере 10% от суммы         качества медицинской                    средств, перечисленных               помощи с нарушением                     территориальным фондом               требований                              на ведение дела страховой            к специалистам,                         медицинской организации за           ее осуществляющим,                      период, в котором допущены           проведение экспертизы                   нарушения                            качества специалистом-                                                       экспертом, экспертом                                                         качества, не включенным                                                      в Реестр экспертов                                                                                                                                  11.5. Необоснованное снятие                   Штраф в размере 10% от суммы         с медицинских                           средств, перечисленных               организаций денежных                    территориальным фондом               средств по результатам                  на ведение дела страховой            проведения контроля                     медицинской организации за           объемов, сроков,                        период, в котором допущены           качества и условий                      нарушения                            предоставления                                                               медицинской помощи                                                           при осуществлении                                                            обязательного                                                                медицинского страхования                                                                                                                            11.6. Неприменение к                          Штраф в размере 10% от суммы         медицинским организациям                средств, перечисленных               штрафных санкций по                     территориальным фондом               результатам проведения                  на ведение дела страховой            контроля объемов,                       медицинской организации за           сроков, качества                        период, в котором допущены           и условий предоставления                нарушения                            медицинской помощи                                                           при наличии оснований                                                        их применения                                                         

Обращает на себя внимание, что п. 11.1 «Невыявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля» фактически совпадает с содержанием п. 11.6 «Неприменение к медицинским организациям штрафных санкций по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при наличии оснований их применения». Однако санкции, предусмотренные указанными пунктами, существенно разнятся. Таким образом, данным приказом Минздравсоцразвития России заложен очередной конфликт в систему взаимоотношений между ТФОМС и СМО. Отдельного рассмотрения заслуживают попытка Минздравсоцразвития России «прижучить» СМО устанавливаемыми размерами штрафных санкций и связанная с этим проблема соотнесения штрафных санкций в системе ОМС с риском и объемом потенциального вреда для жизни и здоровья гражданина РФ. Учреждение здравоохранения, оказывая застрахованному лицу медицинскую помощь, несет риск причинения потенциального вреда жизни и здоровью гражданина ненадлежащим качеством оказания ему медицинской помощи. При этом договорными отношениями между СМО и учреждением здравоохранения предусмотрены штрафные санкции за ненадлежащее качество медицинской помощи, повлекшее нанесение вреда здоровью или причинившее смерть, в максимальном размере — 200% стоимости медицинской помощи, что в натуральном исчислении составляет от 20 до 30 тысяч рублей. Одновременно к СМО со стороны ТФОМС за нарушения деятельности СМО по осуществлению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи предъявляется штраф в размере 10% от суммы средств, перечисленных ТФОМС на ведение дела СМО за период, в котором допущены нарушения, то есть в размере нескольких сот тысяч или миллионов рублей. Налицо несоответствие соотнесения штрафных санкций в системе ОМС: медицинская организация, реально способная нанести вред жизни и здоровью гражданина и причинить смерть, несет ответственность, несоизмеримо финансово низкую по сравнению с организацией (СМО), которая не несет абсолютно никакой социальной опасности для гражданина ненадлежащим исполнением бюрократических формальностей (проведение экспертизы, заполнение акта экспертизы, соблюдение сроков и объемов экспертиз), но которая отвечает несоизмеримым объемом финансового штрафа. При этом необходимо учесть и социальные последствия для общества и гражданина подобного несоответствия штрафных санкций: — вред жизни и здоровью гражданина, причиненный медицинской организацией, имеет существенное значение для последующих расходов на долечивание или на исправление дефектов, а также для возникновения обязательств государства по содержанию инвалида либо вообще не подлежит коррекции в случае летального исхода; — в то время как ненадлежащее исполнение СМО обязанностей перед застрахованным лицом, как правило, не приводит к возникновению вреда его жизни и здоровью или возникновению у государства обязательств по его содержанию в результате инвалидности. Минздравсоцразвития России и ФОМС, возглавляемые финансистами, обнаруживают странную финансовую логику: учреждения здравоохранения «бедны» и платить штрафы не могут, страховые медицинские организации «богаты» и должны платить много и часто! При этом, конечно, нельзя забывать и о меркантильной стороне дела: штрафы, взимаемые с СМО, поступают в ТФОМС и ФОМС сверх их бюджетов, то есть чиновники могут ими распоряжаться по своему усмотрению. То есть, чем больше штрафов взыскано с СМО, тем выше премиальная выплата чиновникам ТФОМС и ФОМС, не предусмотренная соответствующим бюджетом. Таким образом, такая позиция Минздравсоцразвития России и ФОМС является социально нерациональной, несправедливой и опасной, так как распределяет ответственность в системе ОМС без учета потенциального риска причинения вреда жизни и здоровью человека, возлагая основную ответственность на организации, не способные нанести указанный вред, что фактически стимулирует безнаказанность и никоим образом не препятствует росту дефектов качества медицинской помощи.

Д.м.н., профессор, президент
НП «Национальное агентство
по безопасности пациентов
и независимой медицинской
экспертизе», сопредседатель
Комитета независимой экспертизы
НП «Национальная медицинская палата»,
член Общественного совета по защите
прав пациентов при Росздравнадзоре,
г. Москва
А.А.СТАРЧЕНКО


Exit mobile version