Вопрос: Существует ли практика решения споров с налоговыми органами об обязательной регистрации ККТ аптекой, применяющей ЕНВД?
Ответ: Федеральным законом РФ от 17.07.2009 N 162-ФЗ статья 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» дополнена пунктом 2.1., в соответствии с которым организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26. Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Изменения, внесенные Законом от 17.07.2009 N 162-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования — с 21.07.2009. Пунктом 6.14. Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 (в ред. от 18.04.2007), установлено, что контрольно-кассовые аппараты аптечной организации должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения аптечной организации в установленном порядке. По нашему мнению, с учетом части 2.1. статьи 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ такое требование Стандарта означает только то, что если аптечная организация применяет ККМ, то они должны быть зарегистрированы в налоговых органах. Судебной практики решения споров именно о том, должна ли аптека, применяющая режим ЕНВД, в обязательном порядке регистрировать кассовый аппарат, нам обнаружить не удалось. Однако уже имеется достаточно обширная положительная для налогоплательщиков судебная практика, подтверждающая не обязательность применения ККМ налогоплательщиком, применяющим режим ЕНВД. В качестве примера можно привести Постановление четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2009 по делу N А19-17233/09, Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 N 17АП-13433/2009-АК и некоторые другие. Совершенно очевидно, что если Законом установлена не обязательность применения ККМ налогоплательщиками, применяющими режим ЕНВД, то и регистрация ККМ такими налогоплательщиками является абсолютно бессмысленной. Действительно, для чего регистрировать кассовый аппарат, если потом его не применять? Эта очевидная истина может быть непонятна только не в меру ретивым чиновникам и, скорее всего, такая «непонятливость» имеет свою подоплеку.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
11.03.2010