Вопрос: ООО «Аптека 75», признаваемая аптечной организацией в соответствии с Законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ, имеет лицензию на фармацевтическую деятельность и совмещает 2 режима налогообложения: общий режим налогообложения — по аптеке и ЕНВД — по структурному подразделению (аптечный пункт). Заработная плата работников аптечного пункта относится к ЕНВД. Заработная плата администрации и подсобного персонала распределяется между общим режимом налогообложения и ЕНВД пропорционально доле доходов по каждому виду деятельности в общей сумме доходов (доходы от ЕНВД составляют 12-13%). Может ли организация в части заработной платы сотрудников аптечного пункта и заработной платы администрации и подсобного персонала в части, относящейся к ЕНВД, уплачивать страховые взносы по льготным тарифам в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ?
Ответ: С 2012 года в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 58 Федерального закона РФ N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» аптечные организаций, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, применяют пониженный тариф страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности. В тех случаях, когда налогоплательщик совмещает ЕНВД с иными режимами налогообложения, он обязан вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Порядок ведения раздельного учета для целей применения пониженных тарифов страховых взносов следует закрепить в Учетной политике организации. Если работник занят только в деятельности, переведенной на ЕНВД, в учетной политике следует прописать, каким образом вы можете документально это подтвердить. Такими документами могут быть трудовые договора, должностные инструкции, штатное расписание. В тех случаях, когда фактически и документально разделить выплаты отдельным работникам нельзя, возникает проблема распределения показателей. При выборе методики распределения, на наш взгляд, следует выбирать ту, которая не связана с выручкой и иными стоимостными показателями. Например, при распределении работников административно-управленческого персонала, занятых в нескольких видах деятельности, для целей ЕНВД более правильной будет методика распределения пропорционально среднесписочной численности, а не пропорционально выручке. (Письма Минфина России от 25.10.2011 N 03-11-11/265, от 06.10.2009 N 03-11-09/335, ФНС России от 25.06.2009 N ШС-22-3/507@, от 08.05.2009 N 3-2-16/49@). Таким образом, аптека может применять пониженные тарифы страховых взносов к выплатам работникам обособленного подразделения, переведенного на ЕНВД, и частично к выплатам административно-технического персонала на основании раздельного учета. Однако следует обратить внимание, что возможна и иная трактовка указанной выше нормы Закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», а именно, возможны утверждения, что данная норма относится исключительно к выплатам фармацевтическим специалистам, а не административно-техническому и подсобному персоналу. В таком случае в отсутствии официальных разъяснений Минздравсоцразвития РФ окончательное решение в возможном споре плательщика взносов с территориальными органами ФСС может принять только суд.
Аудитор юридической
компании «Юнико-94»
Л.П.ПОЛЕВАЯ
13.04.2012