«Нормативные акты и комментарии для фармации», 2009, N 7-8
Вопрос: На основании договора купли-продажи муниципального имущества города Курска аптека приобрела в собственность у комитета по управлению муниципальным имуществом города нежилое помещение площадью 297,6 кв. м. В соответствии с пунктом 2 договора указанное имущество является собственностью муниципального образования «Город Курск». Согласно установленным договором срокам платежей аптека оплатила 3719500 руб. на расчетный счет продавца, оставшаяся часть стоимости оплачивается в течение двух лет. Просим Вас дать разъяснение по применению налогового законодательства. 1) Является ли наша организация в рассматриваемом случае плательщиком НДС? 2) В какие сроки НДС должен быть перечислен в бюджет? 3) Какой метод расчета суммы НДС должен применяться в данном случае? 4) В какой момент возникает обязанность у покупателя имущества по уплате НДС? 5) Должна ли наша организация увеличить стоимость приобретенного имущества на сумму НДС или должна удержать сумму НДС из стоимости имущества указанной в договоре?
Ответ: В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом РФ от 26.11.2008 г. N 224-ФЗ, вступившими в силу с 01.01.2009 г., при приобретении государственного или муниципального имущества юридическое лицо признается налоговым агентом по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость. Причем обязанность по уплате налога в бюджет в качестве налогового агента возникает только при соблюдении одновременно следующих условий (абзац 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ): — продавцом (передающей стороной) является орган государственной власти или орган местного самоуправления; — имущество составляет казну Российской Федерации либо соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), т.е. не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за конкретным государственным или муниципальным учреждением (предприятием). Таким образом, предприятие, которое приобрело в собственность муниципальное имущество города Курска у органа местного самоуправления, будет являться плательщиком НДС в качестве налогового агента. Налоговые агенты обязаны исчислить НДС расчетным путем, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Уплатить удержанный НДС необходимо по месту своего нахождения в тот же срок, который установлен для уплаты налога налогоплательщиками (подпункты 1, 3 статьи 174 НК РФ), то есть равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором оплата по договору была перечислена продавцу, а сумма налога удержана. Порядок исчисления налоговой базы по НДС для налогового агента законодательно не установлен. Единственные разъяснения по этому вопросу дал Научно-консультативный совет при Федеральном арбитражном суде Уральского округа в пункте 2 своих Рекомендаций от 07.12.2006 г. N 4/2006. Разъяснения касались договоров аренды государственного (муниципального) имущества. Однако, по нашему мнению, такой подход справедлив и для случаев приобретения государственного (муниципального) имущества. Согласно указанным разъяснениям: если цена договора включает сумму налога, то последняя определяется расчетным методом. Для этого нужно применить расчетную налоговую ставку 18/118 (пункт 4 статьи 164 НК РФ). В случае если цена договора не включает НДС, налоговый агент должен доначислить сумму налога сверх цены договора, применив ставку 18%. В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ обязанность по уплате налога в бюджет у налогового агента возникает при выплате дохода продавцу. То есть при каждом перечислении денежных средств продавцу имущества у налогового агента возникает обязанность по уплате самостоятельно рассчитанной суммы налога в бюджет.
Аудитор юридической
компании «Юнико-94»
И.Л.ТИТОВА
18.06.2009