«Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 2
СМЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПО ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На сегодняшний день практически все учреждения здравоохранения оказывают медицинские услуги в рамках приносящей доход деятельности. Для осуществления расчетов по данному виду деятельности ими открывается на лицевом счете получателя бюджетных средств раздел по учету операций по приносящей доход деятельности (далее — раздел лицевого счета по учету внебюджетных средств) в органах Федерального казначейства (далее — ОФК). Для его открытия федеральные бюджетные учреждения представляют в территориальные ОФК разрешение на осуществление приносящей доход деятельности (далее — Разрешение), а для проведения операций по данному разделу — смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности. В статье речь пойдет о порядке составления, согласования и утверждения учреждениями здравоохранения такой сметы, а также о порядке ее представления в территориальные ОФК.
Начнем с того, что Федеральным законом N 63-ФЗ <> в Бюджетный кодекс внесены существенные изменения, в результате которых его новая редакция не содержит норм, касающихся приносящей доход деятельности. Теперь п. 5 ст. 41 БК РФ лишь определено, что доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, от безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности (далее — внебюджетные средства) при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством РФ. Однако согласно ч. 10 ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ положения п. 5 ст. 41 БК РФ (в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности) должны применяться только со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями вышеперечисленных средств. До принятия соответствующего закона следует применять переходные положения, предусмотренные ч. 11 ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ, — в частности, бюджетное учреждение должно осуществлять операции с указанными внебюджетными средствами в установленном финансовым органом порядке согласно смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности (далее — внебюджетная смета), подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения.
<> Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».
Такой Порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденный Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 88н (далее — Порядок N 88н), действует с 01.01.2009. В частности, разд. III данного документа установлен порядок представления внебюджетной сметы в территориальные ОФК, к которому вернемся чуть позже. Сначала рассмотрим порядок составления, согласования и утверждения сметы. Для подведомственных бюджетных учреждений Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (далее — Агентство) Приказом от 19.01.2007 N 12 (далее — Приказ N 12) утвердило Порядок составления, согласования и утверждения внебюджетных смет. Следует отметить, что данный документ разработан Агентством в соответствии с Приказами Минфина России N 168н <> и N 46н <*>, первый из которых утратил силу с 01.01.2008, второй перестанет действовать после 01.03.2009. Другого документа по формированию внебюджетной сметы на сегодняшний день не принято, поэтому, по мнению автора, установленный Приказом N 12 Порядок может применяться бюджетными учреждениями при составлении, согласовании и утверждении внебюджетных смет в 2009 г.
<> Приказ Минфина России от 08.12.2006 N 168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», действующий до 01.01.2008. <*> Приказ Минфина России от 21.06.2001 N 46н «О Порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности».
Сразу оговоримся: взамен вышеупомянутых Приказов Минфином утверждены новые, действующие с 01.01.2009: — от 07.10.2008 N 7н «О Порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами»; — от 25.12.2008 N 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Указания N 145н). При рассмотрении заявленной темы автор будет пользоваться Приказом N 12 с учетом вышеупомянутых нормативных актов, действующих в 2009 г.
Составление внебюджетной сметы
Порядок составления внебюджетной сметы установлен разд. 2 Приказа N 12, где определено, что локальные внебюджетные сметы составляются по каждому из разделов и подразделов Функциональной классификации расходов бюджетов РФ в разрезе разрешенных видов деятельности и с обязательной расшифровкой расходных статей сметы. При этом в сметах приводятся только те коды классификации доходов и расходов бюджетной классификации РФ, по которым бюджетное учреждение предусматривает движение средств. В 2009 г. локальные внебюджетные сметы составляются в соответствии с Указаниями N 145н на основе оценки ожидаемых объемов поступлений средств от внебюджетной деятельности в результате ее эффективного ведения и направления их расходования на цели, определенные в разрешении на оформление в ОФК раздела лицевого счета по учету внебюджетных средств. В доходную часть локальных внебюджетных смет включаются остаток средств на начало текущего года и общая сумма ожидаемых в текущем финансовом году поступлений денежных средств от внебюджетной деятельности. Расходная ее часть должна быть сбалансирована с расходами федерального бюджета на содержание бюджетного учреждения. При этом уплата налогов, не включаемая в состав расходов (НДС, налог на прибыль организаций), отражается общей суммой по строке «Прочие перечисления в бюджет». Сумма остатка на конец финансового года рассчитывается как сумма доходов от внебюджетной деятельности (с учетом остатка на начало года) за вычетом расходов на содержание учреждения и налогов, не включаемых в состав расходов. В свою очередь, сводная внебюджетная смета составляется с разбивкой по разделам и подразделам Функциональной классификации расходов бюджетов РФ и обязательной расшифровкой расходных статей сметы путем консолидации (суммирования) локальных внебюджетных смет и утверждается Агентством. Приведем форму сводной внебюджетной сметы, предусмотренной Приложением к Приказу N 12.
"Утверждаю" Руководитель (заместитель руководителя) Агентства или иное уполномоченное лицо ______________________________________ Ф.И.О. "____" ____________ 200__ г. _____________________________________ (полное наименование учреждения) Сводная смета доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 2009 год Единица измерения: тыс. руб. Наименование предметных статей Код по классификации Смета доходов 2009 г. Остаток средств на 01.01.2009 06030000000000000000 2,0 Доходы всего, в том числе: 700,0
доходы от собственности по приносящей доход 06030100000000000120 — деятельности
рыночные продажи товаров и услуг 06030200000000000130 500,0
безвозмездные поступления от приносящей 06030300000000000180 200,0 доход деятельности
Расходы всего, в том числе: 652,0
заработная плата 06030000000000000211 200,0
прочие выплаты 06030000000000000212 10,0
начисления на выплаты по оплате труда 06030000000000000213 53,0
услуги связи 06030000000000000221 25,0
транспортные услуги 06030000000000000222 12,0
коммунальные услуги 06030000000000000223 60,0
работы, услуги по содержанию имущества 06030000000000000225 18,0
прочие работы, услуги 06030000000000000226 34,0
прочие расходы 06030000000000000290 10,0
увеличение стоимости основных средств 06030000000000000310 150,0
увеличение стоимости материальных запасов 06030000000000000340 80,0
Прочие перечисления в бюджет 06030000000000000000 50,0
Остаток средств на 01.01.2010 06030000000000000000 —
Руководитель учреждения
Главный бухгалтер
Руководитель экономической службы М.П.
Согласование и утверждение внебюджетной сметы
Сводная внебюджетная смета представляется бюджетным учреждением на рассмотрение в планово-финансовое управление Агентства одновременно с подробной пояснительной запиской и документами, на основании которых произведены расчеты, в том числе: — перечнем договоров, контрактов, соглашений и пр., которые являются основанием формирования доходных и расходных статей (договоры по коммунальным услугам, договоры аренды, на поставку продукции и т.д.); — расчетами заработной платы, начислений, командировочных, транспортных и прочих расходов; — утвержденным руководителем учреждения прейскурантом оказываемых платных услуг с калькуляцией цен по каждому из видов предоставляемых услуг. Внесение предложений по изменению внебюджетной сметы осуществляется бюджетным учреждением не чаще одного раза в квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (с периодичностью: I квартал, полугодие, девять месяцев, год). Подведомственным Агентству учреждениям, являющимся распорядителями, предоставлено право самостоятельно утверждать внебюджетные сметы получателям на основании утвержденной им сводной внебюджетной сметы.
Порядок представления в территориальные ОФК внебюджетной сметы
Вернемся к положениям разд. III Порядка N 88н о порядке представления внебюджетной сметы в территориальные ОФК. Согласно п. 3.1. Порядка N 88н дополнительно к Разрешению, оформляемому главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета (далее — главный распорядитель) в соответствии с п.п. 2.1.-2.20. Порядка N 88н, получатель представляет в ОФК по месту нахождения: — внебюджетную смету на текущий финансовый год, утвержденную в порядке, установленном главным распорядителем, и определяющую объемы поступления внебюджетных средств с указанием источников образования по кодам классификации доходов федерального бюджета и направлений использования этих средств по кодам классификации расходов федерального бюджета (далее — классификация расходов), содержащих код главы по бюджетной классификации <> и код классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ), а также изменений остатка средств на счетах (в разрезе главы бюджетной классификации и кодов КОСГУ); — сведения о сметных назначениях, содержащихся во внебюджетной смете (далее — Сведения о внебюджетной смете), по форме 0531737 согласно Приложению 7 к Порядку N 88н.
<> В соответствии с Указаниями N 145н для формирования кода дохода используется Приложение 6 «Перечень главных администраторов доходов бюджета Российской Федерации», для кода расхода — Приложение 5 «Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета». В частности, указанными Перечнями для Минздравсоцразвития России предусмотрен код главы 055, а для Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития — 060.
Внебюджетная смета представляется на бумажном носителе, Сведения о внебюджетной смете — на машинном носителе, а при наличии между получателем и ОФК электронного документооборота — в электронном виде. При утверждении вносимых во внебюджетную смету изменений получатель представляет в ОФК по месту его обслуживания: — изменения во внебюджетной смете, утвержденные в порядке, установленном главным распорядителем (на бумажном носителе); — Сведения о внебюджетной смете, содержащие показатели с учетом утвержденных изменений (на машинном носителе либо — при наличии электронного документооборота между получателем и ОФК — в электронном виде). В случаях, когда утвержденным главным распорядителем порядком составления внебюджетной сметы предусмотрено формирование в ней отдельных разделов в разрезе видов внебюджетной деятельности, получатель представляет в ОФК Сведения о внебюджетной смете, содержащие сводные (группировочные) данные по всем разделам внебюджетной сметы. Если во внебюджетной смете суммы годовых сметных назначений отражаются по КБК в разрезе источников поступления внебюджетных средств и направлений их использования, то контроль сумм годовых сметных назначений в Сведениях о внебюджетной смете осуществляется по сводным показателям в разрезе соответствующих КБК. ОФК в течение трех рабочих дней со дня представления получателем Сведений о внебюджетной смете осуществляют их проверку. Проверяемые реквизиты Сведений о внебюджетной смете должны отвечать следующим требованиям (п. 3.2. Порядка N 88н): — коды бюджетной классификации (КБК), указанные в Сведениях о внебюджетной смете, должны соответствовать источникам образования либо направлениям использования средств от приносящей доход деятельности, указанным в соответствующих записях Разрешения (с учетом изменений, утвержденных на дату составления Сведений о внебюджетной смете дополнениями к Разрешению); — показатели Сведений о внебюджетной смете должны соответствовать показателям внебюджетной сметы в части КБК и сумм годовых сметных назначений по КБК: по доходам, по расходам (в разрезе кода главы по бюджетной классификации и кодам КОСГУ), а также по кодам изменения остатка средств на счетах (в разрезе кода главы по бюджетной классификации и кодам КОСГУ); — Сведения о внебюджетной смете должны содержать КБК, действующие в текущем финансовом году на дату их представления; — показатели расходов по соответствующим кодам классификации расходов не должны быть меньше сумм принятых получателем обязательств, финансовым источником исполнения которых являются внебюджетные средства. В случае соответствия вышеназванным требованиям показатели Сведений о внебюджетной смете отражаются на лицевом счете получателя, при выявлении несоответствия — регистрируются в журнале регистрации неисполненных документов. Затем получателю не позднее срока, установленного для проверки, направляется протокол проверки с указанием причины возврата (п. 3.3. Порядка N 88н). Кроме того, в силу п. 3.4. Порядка N 88н ОФК представляют главным распорядителям (распорядителям) на отчетную дату либо по письменному запросу с указанием периода представления сводные сведения о сметных назначениях, содержащихся во внебюджетных сметах, по форме 0531729, предусмотренной Приложением 8 к Порядку N 88н, по находящимся в их ведении получателям.
Примечание. До представления Разрешения, оформленного в соответствии с Порядком N 88н (но не позднее 01.03.2009), источники поступления средств и направления использования в Сведениях о внебюджетной смете должны соответствовать источникам и направлениям использования в Разрешении, оформленном согласно Приказу Минфина России N 46н.
Редактор журнала
«Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение»
В.ЛАХМАТОВА
Подписано в печать
26.01.2009