«Фармацевтический вестник», 2010, N 15
ЕНВД МОЖЕТ ПОДКОСИТЬ РОЗНИЦУ
В условиях государственного регулирования цен на ЖНВЛС аптечные предприятия должны получить преференции от государства в виде специальных налоговых режимов. Эту точку зрения разделяют члены общественной организации «Самарская областная фармацевтическая ассоциация» (СОФА). В каком виде данные преференции могут быть реализованы на практике, читателям «ФВ» рассказывает президент СОФА, генеральный директор ООО «Аптека 245» Лариса Янкина.
Федеральным законом N 155-ФЗ от 22.07.2008 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» введены ограничения по переводу организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД). В соответствии с Налоговым кодексом РФ на уплату ЕНВД не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год (определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики) превышает 100 человек. В отношении аптечных предприятий данные ограничения вводятся с 1 января 2011 г. Основанием для этого является ст. 5 Федерального закона N 224-ФЗ от 26.11.2008 «О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ». Поскольку ранее возможность перехода на уплату единого налога не связывалась со среднесписочной численностью работников, большинство аптечных предприятий является плательщиками ЕНВД. Переход с общей системы налогообложения на систему налогообложения в виде ЕНВД, ставший возможным с 1 января 2003 г., позволил аптечным предприятиям выйти на нормальный уровень рентабельности, развить аптечную сеть и обеспечить здоровую конкуренцию в розничном секторе фармрынка. Данные факторы позитивным образом отразились и на качестве лекарственного обеспечения населения. В условиях государственного регулирования цен на ЖНВЛС переход на общую систему налогообложения приведет к резкому увеличению налогового бремени и ухудшению экономического положения аптечных предприятий с численностью более 100 человек. А сегодня это самые устойчивые и надежные предприятия, оказывающие качественную и полную фармацевтическую услугу населению и предоставляющие рабочие места для квалифицированных специалистов. Вводимые ограничения противоречат государственной политике в области развития малого и среднего предпринимательства, одной из мер по реализации которой являются специальные налоговые режимы. Особенно тяжелым бременем окажется применение данной нормы закона для предприятий, которые, исходя из среднесписочной численности работников от 101 до 250 человек, относятся к средним предприятиям, а их выручка от реализации товаров не превышает 400 млн. руб., т.е. находится на уровне малых предприятий. Таким предприятиям придется с января 2011 г. платить налоги на тех же условиях, что и представителям крупного бизнеса. Чтобы устранить данное несоответствие, Самарская областная фармацевтическая ассоциация предлагает увеличить до 250 человек среднесписочную численность работников, при превышении которой организации и индивидуальные предприниматели не переводятся на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности. Стоит обратить внимание на то, что государственное регулирование цен на ЛС, осуществляемое с 1 апреля 2010 г. в полном объеме на всей территории РФ, приведет к убыточной деятельности многих субъектов фармрынка. Однозначно, что вмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов допустимо лишь при условии предоставления им некоторых преференций. По мнению экспертов, субъекты розничной фармдеятельности, работающие в равных условиях жесткого регулирования цен на ЛС, вправе рассчитывать на равные условия по налогообложению. Поэтому возникает резонное предложение по возможности отменить ограничения по численности сотрудников в отношении аптечных предприятий, установленные Федеральным законом N 155-ФЗ. Кроме того, с 1 января 2010 г. на территории РФ вместо уплаты единого социального налога введен новый порядок уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС. При этом с 1 января 2011 г. общий тариф страхового взноса будет составлять 34%. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД, в 2010 г. уплачивают страховые взносы лишь в ПФ РФ в размере 14%, однако с 2011 г. они становятся плательщиками страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды. Представители СОФА предлагают вместе с сохранением возможности применения ЕНВД аптечными предприятиями продлить для них действие льготы по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Самара
И.ПЕТРУХИНА
Подписано в печать
27.04.2010