Примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу. Текст документа
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
21 апреля 2010 г.
N 20-14/4/042697@
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе получить социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению супруга (супруги), своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях РФ (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств. Социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2-5 пункта 1 статьи 219 НК РФ (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120000 руб. в налоговом периоде. При наличии у налогоплательщика в одном налоговом периоде расходов на обучение, медицинское лечение, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования и по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в пункте 2 статьи 219 НК РФ. Вычет сумм оплаты стоимости лечения и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение, приобретение медикаментов или на уплату страховых взносов. Кроме того, для получения социального налогового вычета по расходам на лечение налогоплательщик представляет в налоговый орган справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы России по форме, утвержденной совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256. В данной справке на основании кассового чека (приходного ордера или иного документа, подтверждающего внесение денежных средств) указывается стоимость медицинской услуги (код 1) или дорогостоящего лечения (код 2). Отнесение медицинской услуги к дорогостоящему виду лечения находится в компетенции лечебного учреждения, выдавшего такую справку. Таким образом, налогоплательщик вправе получить социальный налоговый вычет, в том числе по недорогостоящему лечению, в размере фактически произведенных им расходов, но в совокупности не более 120000 руб. в налоговом периоде, а также по дорогостоящему лечению в размере фактически произведенных им расходов. Социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 статьи 219 НК РФ, предоставляются при подаче налоговой декларации (с приложением пакета документов) в инспекцию налогоплательщиком по окончании налогового периода, в котором получен доход, облагаемый по ставке 13%, и произведены расходы по лечению.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник 3-го класса
Е.А.ОСТАНИНА
Примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу. Текст документа
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
16 апреля 2010 г.
N 16-15/040656@
В соответствии с положениями статьи 268 НК РФ стоимость приобретения товаров учитывается в уменьшение доходов от реализации при продаже покупных товаров. При этом согласно статье 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами, в свою очередь, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, оценивается с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях организации получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. На основании пункта 4 статьи 5 Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 «О защите прав потребителей» на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается (п. 5 ст. 5 Закона N 2300-1). Из представленных материалов следует, что под сроком годности для реализуемого организацией товара понимается срок его стерилизации, указанный на заводской упаковке. При этом повторной стерилизации товар не подлежит. Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не оценивается с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Учитывая принцип свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции РФ), налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен в НК РФ. Таким образом, расходы в виде стоимости приобретенных товаров медицинского назначения, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока их годности, а также затраты, связанные с уничтожением такой продукции, учитываются в целях налогообложения прибыли при условии, что они произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены. Основание: письмо Минфина России от 08.07.2008 N 03-03-06/1/397.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
А.Н.ЧУГУНОВА
«Менеджер здравоохранения», 2010, N 4
Вопрос: Какие документы нужны для подтверждения представительских расходов в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
Ответ: В качестве ответа можно сослаться на Постановление по этому поводу 13-го Арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2009 года N А56-60357/2008: отсутствие документов, подтверждающих проведение налогоплательщиком представительских мероприятий (сведений о дате, месте, программе, целях проведения деловых встреч, списков представителей налогоплательщика и приглашенной стороны, отчетов с подтверждающими первичными документами), влечет обоснованный отказ налогового органа в принятии расходов, связанных с производством и реализацией, затрат на мероприятия, определяемые налогоплательщиком как представительские.
Д.э.н.
Ф.Н.КАДЫРОВ