Примечание.
Фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, признавшего главу 24 Единый социальный налог Налогового кодекса РФ утратившей силу. Текст документа
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
3 июля 2008 г.
N ШС-6-3/473@
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ
Федеральная налоговая служба направляет письмо Минфина России от 27.05.2008 N 03-04-07-02/11 по отдельным вопросам налогообложения единым социальным налогом. Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
27 мая 2008 г.
N 03-04-07-02/11
Минфин России рассмотрел письмо ФНС России по вопросам налогообложения единым социальным налогом сумм среднего заработка, выплачиваемого организациями врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за время их участия в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также о применении регрессивной шкалы ставок единого социального налога к налоговой базе возникшего в результате реорганизации юридического лица, и сообщает следующее. 1. По вопросу налогообложения единым социальным налогом сумм среднего заработка, выплачиваемого организациями работникам, призванным на военные сборы, в том числе лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, а также врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за время их участия в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Минфин России уточняет свою позицию, ранее изложенную в письме от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18, направленном в адрес ФНС. Объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков — лиц, производящих выплаты физическим лицам, согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, в частности, по трудовым договорам. Вместе с тем в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, работодатели обязаны освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время и если выполняемая в рамках исполнения государственных и общественных обязанностей работа не входит в круг его служебных обязанностей в качестве работника организации. Пунктами 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ), в частности, установлено, что граждане на время медицинского освидетельствования для решения вопроса о призыве на военные сборы, а также на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. Указанные выплаты не связаны с выполнением трудовых обязанностей в рамках трудовых договоров и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей. Учитывая изложенное, данные выплаты не являются объектом обложения единым социальным налогом. «Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее — Правила), предусмотрено, что выплата указанных компенсаций осуществляется за счет средств федерального бюджета военными комиссариатами на основании предоставляемых получателями компенсаций соответствующих документов или их копий, подтверждающих фактические расходы. Если какие-либо из поименованных в пункте 2 Правил видов расходов, по которым организациями или гражданами может быть получена компенсация, не производились или отсутствуют документы, подтверждающие их фактическое осуществление, такие виды расходов в сведениях, направляемых в военный комиссариат, не указываются. Кроме того, военные комиссариаты не обладают полномочиями налоговых органов и не вправе требовать от организаций произвести уплату каких-либо налогов (в т.ч. ЕСН) с выплат работнику за время прохождения им военных сборов. По вопросу налогообложения выплат среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за время их участия в мероприятиях, связанных с реализацией Закона N 53-ФЗ, следует учитывать, что такие лица при направлении в военный комиссариат для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования граждан продолжают исполнять свои трудовые обязанности только вне постоянного места работы. Оснований, обязывающих врачей-специалистов и средний медицинский персонал участвовать в мероприятиях, связанных с реализацией Закона N 53-ФЗ, вне рамок трудовых или гражданско-правовых отношений в настоящее время, по нашему мнению, не имеется. В связи с этим выплаты упомянутым врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу признаются объектом налогообложения единым социальным налогом в общеустановленном порядке. Таким образом, в отношении указанного медицинского персонала военными комиссариатами на основании подпункта 3 пункта 2 вышеупомянутых Правил осуществляются компенсации расходов организации, связанные как с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, командировочных (суточных) расходов, так и с уплатой сумм единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных на выплаты данного среднего заработка. Аналогичное разъяснение было направлено в Минобороны России письмом от 12.05.2008 N 03-04-08-02/13. 2. В отношении вопроса о применении регрессивной шкалы ставок единого социального налога к налоговой базе возникшего в результате реорганизации юридического лица сообщаем, что позиция Минфина России, изложенная в письме, осталась неизменной. Вместе с тем следует подчеркнуть, что предусмотренные пунктом 3 статьи 55 Кодекса правила определения налогового периода для вновь созданной организации в результате реорганизации не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.
С.Д.ШАТАЛОВ
«Советник бухгалтера в здравоохранении», 2008, N 8
Вопрос: ООО занимается оптовой торговлей медицинской техникой и изделиями медицинского назначения. Часть реализуемой медтехники входит в «Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную собственность» утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19, при этом реализация на территории РФ такой медтехники освобождается от налогообложения (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ). При реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства (лекарственных средств; изделий медицинского назначения) применяется налоговая ставка НДС 10% (пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ) в соответствии с кодами ОКП, перечисленными в Письме Госналогслужбы России и Минфина России от 10.04.1996 N ВЗ-4-03/31н, N 04-03-07 «О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции» (Письма Минфина России от 14.06.2006 N 03-04-15/118, ФНС России от 27.06.2006 N ШТ-6-03/644@). Следует учитывать, что сертификаты соответствия выдаются на 1 год и 2 года, а регистрационные удостоверения: на медицинскую технику — на 10 лет, на изделия медицинского назначения — на 5 лет или бессрочно. Прошу дать разъяснения, необходимо ли при наличии действующего регистрационного удостоверения иметь сертификат соответствия, срок действия которого не просрочен, для подтверждения льготной ставки НДС на медицинскую технику и пониженной ставки НДС 10% на изделия медицинского назначения.
Ответ: В соответствии с указанными в тексте вопроса нормативными правовыми актами основанием для освобождения от уплаты НДС при реализации медицинской техники или для применения льготной ставки НДС при реализации медицинской техники и изделий медицинского назначения является код ОКП продукции по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93. Фактически единственным документом, подтверждающим код ОКП при реализации продукции, является сертификат соответствия. Отметим также, что согласно требованиям пункта 12 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. N 55 (в ред. от 27.03.2007 г.), при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Таким образом, действующий сертификат соответствия или, по крайней мере, его реквизиты, указанные в товарно-сопроводительных документах, должны обязательно сопровождать реализацию медицинской техники и изделий медицинского назначения. Отметим, что согласно абзацу 3 пункта 3.5.3. «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 21.09.1994 г. N 15 (в ред. от 11.07.2002 г.), для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен при ее поставке, продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для предъявления требований по поводу недостатков продукции. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции или изделие. Таким образом, если продукция была реализована изготовителем до истечения срока действия сертификата соответствия, то такой сертификат сохраняет свое действие при поставке (продаже) продукции в течение всего срока годности (службы).
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
02.07.2008