Обсуждение актуальных вопросов российской фармацевтической промышленности и перспектив ее роста на выездном совещании у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина в июне текущего года стало сигналом для фармобщественности, что фармацевтическая отрасль находится на пороге серьезных перемен. Помимо этого 2008 год ознаменовался и разработкой проекта «Стратегия развития российской фармацевтической промышленности до 2020 года», инициированным Министерством промышленности и торговли, а также подготовкой проекта одного из основополагающих документов для отрасли «О внесении изменений в Федеральный закон «О лекарственных средствах».
Тем не менее в предверии окончания года большинство обсуждаемых вопросов пока остаются открытыми: внедрение обязательных требований к качеству фармацевтического производства, отмена регистрации субстанций, уравнивание регуляторных требований по отношению к российским и иностранными фармпроизводителям, установление стимулирующего режима для экспорта, упрощение вывода импортозамещающей и инновационной продукции на внутренний рынок, приоритетность закупок локально произведенных препаратов и др.
Несмотря на декларируемую политику протекционизма по отношению к российской фармпромышленности кардинальных решений для улучшения дел в отрасли на текущий день так и не принято. Более того существует опасение, что в условиях финансового кризиса намеченные перспективы поддержки российской фармпромышленности, имеющие и без того долгосрочный характер, могут быть в значительной степени скорректированы. Поэтому для того чтобы оказать реальную поддержку отрасли в этой непростой ситуации, перейдя от декларативных заявлений к конкретным шагам, которые будут иметь положительный эффект в краткросрочной перспективе, необходимо изменить ситуацию с государственными закупками лекарственных средств.
При запуске программы ОНЛС (ДЛО) неоднократно озвучивалось мнение, что будут созданы условия для приоритетного участия в программе российских фармпроизводителей. Однако, как показывает более чем трехлетний опыт реализации программы, доля российских фармпроизводителей уменьшается год от года. Как известно, доля российских препаратов в программе ОНЛС (ДЛО) сократилась с 18-20% в 2005 году до 7-9% в 2007 году. По данным международной аналитической компании IMS Health эта негативная тенденция продолжает сохраняться, и по результатам 1 полугодия 2008 года доля российских препаратов в программе снизилась до 5% в денежном выражении.
Такая ситуация фактически означает стимулирование развития иностранных фармкомпаний за счет государственного бюджета. Очевидным образом это противоречит национальным интересам, особенно в ситуации финансового кризиса, когда необходимы скорейшие меры по повышению ликвидности российской фармпромышленности. В этих условиях необходима политика тотального протекционизма, и прежде всего приобретение за счет государственного бюджета препаратов только локальных производителей по тем нозологиям, для лечения которых существуют отечественные лекарственные средства. В этой связи можно вспомнить пример США, когда в начале 30-х годов был введен запрет на приобретение зарубежных товаров, имеющих национальные аналоги.
Для российской фармпромышленности приоритетное участие в государственных закупках означает возможность рефинансировать потенциальную прибыль в дальнейшее развитие своих предприятий: в научно-исследовательскую деятельность, в приведение производств в соответствие со стандартами GMP, в строительство новых площадок и т.д. Таким образом, по мнению АРФП, создание преференций для участия российских фармкомпаний в программе ОНЛС – наиболее реальный и эффективный механизм стимулирования развития и повышения конкурентоспособности отечественной фарминдустрии. Этот тот тактический вопрос, который обеспечит реализацию стратегических задач.
Безусловно, приоритетное участие в государственных программах препаратов локальных производителей принесет положительные результаты и для государства: как за счет сэкономленных при проведении бюджетных закупок средств, которые по экспертным оценкам могут достигать до 30%, так и в силу дополнительных налоговых поступлений от доходов локальных производителей. В этом контексте необходимо заметить, что предоставление преференций локальным фармпроизводителям, отвечающим международным стандартам качества, является нормальной практикой как на рынках стран СНГ, так и стран Европы и США. Так, здравоохранение США, Японии, Великобритании и большей части Европейского Союза потребляют 70-90% своей отечественной продукции в программах лекарственного возмещения.
Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев: «Подводя предварительные итоги года могу с уверенностью сказать, что 2008 год можно охарактеризовать как год активнейшего диалога между регуляторными органами и бизнесом. АРФП принимала участие в заседаниях комитетов и рабочих групп Государственной Думы, Министерства промышленности и торговли, Министерства здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной Антимонопольной Службы, Счетной Палаты, Торгово-промышленной Палаты. Впервые экспертный опыт представителей отрасли была столь активно привлечен во все процессы изменений и обсуждений, разработки концепций и нормативных документов. Мы надеемся, что все обсуждения и дискуссии завершающегося 2008 года принесут кумулятивный эффект и послужат толчком к целому ряду решений в следующем году, направленных на возрождение отечественной фармпромышленности. Началом позитивных перемен для российской фармацевтической отрасли, по нашему мнению, должна стать протекционистская политика по отношению к локальным производителям в государственных закупках лекарственных средств».
Об АРФП:
Ассоциация Российских Фармацевтических Производителей (АРФП) была основана в 2002 году. В состав АРФП входят 16 ведущих российских фармпредприятий, на долю которых приходится более 50% лекарственных средств, выпускаемых в стране, 40% экспорта, 70% отечественных лекарственных средств в программе ОНЛС.
Деятельность Ассоциации призвана содействовать повышению конкурентоспособности отечественной фармацевтической отрасли и способствовать интеграции отечественной фармацевтической промышленности в мировой рынок при сохранении и увеличении производственного и финансового потенциала предприятий отрасли. АРФП является членом Торгово-промышленной палаты РФ, активно сотрудничает с профильными федеральными государственными органами власти: Минздравсоцразвития РФ, Росздравнадзором, Минпромторговли РФ, Комитетом Государственной Думы РФ по охране здоровья.
По итогам 2007 года АРФП заняла 1 место в номинации «Общественная организация» Открытого конкурса профессионалов фармацевтического рынка «Платиновая Унция».