В ответ на сюжет передачи Елены Малышевой «3 ошибки в аптеке», в котором прозвучал ряд оскорбительных суждений в адрес аптечных организаций и их сотрудников, ААУ «СоюзФарма» подготовила письмо в службу Первого канала ОРТ.
Исх. № от «14» июня 2013 г.
В службу Первого канала
Генеральному директору
Эрнсту К.Л.
Уважаемый Константин Львович!
Обращаемся к Вам от имени и по поручению 3454 аптечных организаций, представляющих 33 субъекта Российской Федерации, которые входят в Ассоциацию аптечных учреждений «СоюзФарма».
Поводом для обращения послужил выпуск телепередачи «Жить здорово!» от 07 июня 2013 года. Первый сюжет назывался «3 ошибки в аптеке». По мнению профессионального аптечного сообщества, ведущая программы Елена Малышева позволила себе ряд некорректных, а порой оскорбительных суждений в адрес аптечных организаций и их сотрудников.
В частности, прозвучали следующие утверждения. «Аптека – это магазин, задача которого продать и заработать и никакой другой», — уверена Малышева. Хотелось бы проинформировать, что реализация лекарственных средств представляет собой лицензируемый вид деятельности, законодательная и нормативно-правовая база в сфере обращения лекарственных средств является одной из самых строгих. Именно потому, что велики риски, связанные со здоровьем людей, отпуском лекарств занимаются только специалисты с фармацевтическим образованием, имеющие сертификат и подтверждающие его каждые пять лет. На провизоре и фармацевте лежит ответственность за информирование о правилах приема препарата: режиме приема, разовой и суточной дозе, способе приема, правилах хранения, противопоказаниях, побочных эффектах, несовместимости с другими ЛС, и т.д. Ответы сотрудника должны быть профессиональными, грамотными, с соблюдением требований этики.
Поэтому еще более оскорбительным выступает следующее высказывание ведущей о том, что «советы провизора ничем не лучше, чем советы подружки». Малышева предупреждает: «аптека – магазин, не лечебное учреждение — не надо питать иллюзий». Свои слова врач подтверждает примером продажи Анальгина (метамизола натрия). По ее мнению, поскольку препарат запрещен в других странах, провизор не имеет право продавать его в России. Безусловно, зарубежный опыт значим в развитии отрасли в России, но на данный момент средство разрешено к продаже, оно является безрецептурным, и работник «первого стола» не может не продать его, ссылаясь на субъективное мнение или иностранную практику. Утверждение Малышевой о том, что провизор ищет любой способ подзаработать, также неуместно, учитывая низкую стоимость препарата.
И, наконец, еще один довод в пользу некорректности ведущей связан с подзаголовком эпизода: «Учись лечиться». Недвусмысленный призыв, если и не мотивирует россиян к самолечению, то, как минимум, ставит пациентов выше представителей фармацевтической отрасли: «… задача аптеки – продать! Не становитесь жертвами, будьте умными», в очередной раз подчеркивая некомпетентность и отсутствие профессиональной этики у работников аптек.
Такие высказывания формируют негативный имидж аптечных организаций перед многомиллионной аудиторией Первого канала, наносят непоправимый моральный ущерб подавляющему большинству честных фармацевтических работников
Мы ни в коей мере не идеализируем ситуацию и не отрицаем, что и в наших рядах могут оказаться недобросовестные сотрудники. Но это все-таки исключение из правил и подобные «специалисты» в отрасли не задерживаются. Положительную роль играют и профессиональные сообщества, предавая выявленные негативные факты огласке. Однако не всегда подобные инциденты следует выносить на всеобщее обозрение, чтобы не вызвать у людей, приходящих в аптеки, негативную реакцию, и мнение, что их главной задачей является продажа. Если брать зарубежный пример, на что часто ссылается Е.Малышева, то следует отметить принятые там термины «фармацевтическая опека, фармацевтическая помощь» и тесное взаимодействие между врачом и фармацевтом в интересах пациента.
Высказывания телеведущей носят провокационный характер, и расцениваются нами как оскорбление фармацевтического сообщества. Считаем данные действия нарушением профессиональной этики и отрицанием социального статуса аптечных организаций как учреждений здравоохранения.
На основании вышеизложенного, мы считаем, что имеем право услышать объяснение такого поведения ведущей. И, в случае отсутствия должной аргументации, требуем от Елены Малышевой публичных извинений перед работниками аптечных организаций. Также просим Вас принять меры по дальнейшему недопущению подобных высказываний в адрес аптечного сообщества, как со стороны Елены Малышевой в частности, так и со стороны Первого канала в целом.
С уважением,
Исполнительный директор
ААУ «СоюзФарма»
Целоусов Д.Г.
1.«Аптека – это магазин, задача которого продать и заработать и никакой другой» (с)
Я, как пациент, тоже так считаю. Назначение соответствующего лечения должен производить только врач, по рекомендации которого (рецепт) аптека должна продать лекарство покупателю.
2.»На провизоре и фармацевте лежит ответственность за информирование о правилах приема препарата: режиме приема, разовой и суточной дозе, способе приема, правилах хранения, противопоказаниях, побочных эффектах, несовместимости с другими ЛС, и т.д» (c)
Это тоже работа врача, в первую очередь. Продавец аптеки может только продублировать информацию. Но информация врача — первична.
3.»Учитесь лечиться».(с)