Минпромторг России утверждил Стратегию развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года («ФАРМА-2020»). Согласно тексту документа, «основная цель стратегии – повышение внутренней и внешней конкурентоспособности отечественной промышленности, что должно привести к росту обеспеченности населения учреждений здравоохранения лекарственными средствами отечественного производства». Среди важных задач стратегии — увеличение доли продукции отечественного производства на внутреннем рынке до 50% в стоимостном выражении к 2020 году. ФАРМА-2020 предполагает изменение не только количественных, но и качественных характеристик российских лекарств: увеличение доли инновационных препаратов в портфелях локальных производителей планируется довести до 60% в стоимостном выражении. Особое внимание будет уделено стимулированию организации производства фармацевтических субстанций на территории России для обеспечения выпуска 50% готовых лекарственных форм в денежном выражении, включая не менее 85% по номенклатуре из списка стратегических лекарств.
По словам руководителя Минпромторга Виктора Христенко, «мы ставим очень амбициозные цели: к 2015 году завоевать более половины отечественного рынка лекарств общего пользования и инновационных препаратов, а также увеличить в восемь раз объемы экспорта российской фармпродукции и лекарственных средств». По мнению экспертов рынка, необходимость кардинальных преобразований в фармотрасли очевидна, однако существуют и серьезные сомнения в достижимости большинства целей стратегии. Специалистов смущает и акцент на росте стоимостных, а не натуральных показателей: ведь долю отечественных лекарств теперь можно увеличить простым повышением цен.
В целом, как отмечают эксперты, подобная программа необходима, даже при некоторой утопичности ее основных положений. В противном случае доля импорта будет расти и в ближайшие 10 лет достигнет 90%. «Конечно, существует опасность того, что ряд положений стратегии не будет выполнен или выполнен не так, как задумывалось, – отмечает директор Национальной дистрибьюторской компании Настасья Иванова. – Например, увеличение доли лекарственной продукции отечественного производства до 50% в стоимостном выражении будет достигнуто, но в основном за счет инфляции и роста их стоимости». Так что в целом реализация подобных амбициозных целей вызывает определенные вопросы. «Во-первых, непонятно, получит ли Минпромторг такое серьезное финансирование – инвестиции должны составить почти 6 миллиардов долларов в течение 11 лет, то есть 550 миллионов долларов в год, причем основную часть этих расходов должно будет взять на себя государство, – продолжает Иванова. – Во-вторых, кажется маловероятной сама возможность создания оригинальных российских препаратов в столь короткие сроки».
По данным Ивановой, в России на сегодня практически полностью разрушена исследовательско-экспериментальная база, в частности, в некоторых отраслевых НИИ износ оборудования достигает 80–90%. В стране действуют порядка 650 самых различных фармацевтических производств, однако не более 10% из них полностью или частично оборудованы согласно мировым стандартам качества продукции (GMP). Соответственно и изготовляемые ими лекарственные препараты не способны составить конкуренцию зарубежным. Очевиден высокий дефицит квалифицированных, высокоинтеллектуальных и мотивированных кадров. Нельзя сбрасывать со счетов коррупцию и действующее законодательство, эти причины во многом являются существенным барьером на пути создания инновационной отечественной фарминдустрии.
На сложности при реализации стратегии указывает и редактор фармацевтического портала Pharm-MedExpert.Ru Иван Данилов. «Как правило, российские производители лекарств не инвестируют в инновационные разработки, поскольку у них на это нет финансовых средств, – поясняет аналитик. – Сегодня средняя цена разработки одного нового препарата составляет 800 миллионов долларов, и по прогнозам эта сумма в скором будущем перевалит за 1 миллиард долларов. Для примера – в стратегию «ФАРМА-2020» на период с 2009 по 2020 год заложено лишь 3,5 миллиарда долларов на разработку всех новых российских лекарств. К тому же необходимо решить и массу других вопросов, поскольку разработке инновационных отечественных лекарств мешает существующая в России сложная и многоступенчатая процедура регистрации новых лекарственных препаратов, которая длится от 3 до 5 лет».
В целом, по мнению специалистов, стратегия правильно описывает сложное состояние отечественной фармотрасли. Прогнозы неутешительны — в ближайшее десятилетие Россия останется страной, производящей не собственные лекарства, а воспроизводящей лекарства-дженерики. По данным исследований, доля зарегистрированных дженериков в нашей стране составляет 78-80%, в то время как в США она не превышает 25%, а в Японии – 20%. Конечно, при планирующемся финансировании и успешной реализации хотя бы части предлагаемых стратегией «ФАРМА-2020» задач ситуация в отрасли оздоровится. Однако, на сегодняшний момент российскому фармрынку нечем похвастаться, кроме хорошего потенциала роста – с 2003 года он стабильно набирает по 10-12% в рублевом эквиваленте. Планирующийся объем рынка к 2020 году – 1-1,5 трлн. руб.