Основной темой выступлений и дискуссий в этом году стали вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью и унификацией патентного законодательства в странах-участниках ЕАЭС, а также с нормативно-правовым регулированием фармацевтической деятельности в России.
По мнению всех докладчиков, вопросы регулирования и гармонизации норм интеллектуального права в странах ЕАЭС стоят очень остро и требуют скорейшего решения. Одной из таких норм является патентное право и охрана интеллектуальной собственности компаний-оригинаторов на территории стран-участниц ЕАЭС. Актуальность такой работы подтверждается большим числом заинтересованных лиц: сегодня в патенте ЕЭАС заинтересованы около 80 стран-заявительниц.
Между тем, как отметил независимый эксперт в области интеллектуального права Александр Карелин, сегодняшние реалии таковы, что «к лекарственным средствам нельзя применять только патентное законодательство. Обязательно нужно учитывать специфику обращения к лекарственному препарату». В качестве иллюстрации он привел бурную дискуссию, разгоревшуюся на заседании ТРИПС в городе Доха в 2001 году, когда представители американских компаний обвинили правительства южно-африканских стран и Бразилии в неконтролируемой выдаче принудительных лицензий на выпуск препаратов против ВИЧ/СПИД. Дискуссия завершилась соглашением ТРИПС о том, что участники Соглашения не будут препятствовать его членам в решении национальных проблем здравоохранения.
Александр Карелин также отметил, что сегодня в мире принудительное лицензирование не является популярной мерой взаимодействия производителей лекарственных средств: нормативные акты в этой области в разных странах разрозненны, а правоприменительная практика мала. Между тем соответствующий опыт России в этой сфере может быть полезен при анализе и гармонизации правовых норм: наша страна является пока единственной среди стран-участниц ЕАЭС с опытом судебного решения о выдаче лицензии на зависимое изобретение.