20-21 февраля 2006 года в "Президент Отеле" г.Москва прошла ежегодная конференция "Производители лекарственных средств на фармацевтическом рынке России". Среди докладов, прозвучавших на круглых столах был доклад, представленный Центром Маркетинговых Исследований "Фармэксперт". Предлагаем Вашему вниманию выдержку из доклада.
21 ФЕВРАЛЯ 2006 ГОДА. МОСКВА,
ЦЕНТР МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ «ФАРМЭКСПЕРТ»
Российское фармпроизводство переживает этап бурного развития. Унаследовав с советских времен высокоразвитую инфраструктуру в вирусологии и иммунологии, а также накопив достаточный исследовательский производственный опыт в антибактериальной терапии, российский производитель является лидером в этих терапевтических группах в стоимостных показателях рынка. (Таблица 1.)
Таблица 1.
Терапевтические группы (3 уровень) с наибольшей долей российских производителей.*
Терапевтическая группа
(третий уровень)
Доля % российских ЛС в 2005 году в денежном выражении
Доля % импортных ЛС в 2005 году в денежном выражении
РАСТВОРЫ ДЛЯ ГОСПИТАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ
94,2
5,8
ДЕКСТРАНЫ
91,3
8,7
АНТИСЕПТИКИ И ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ П-ТЫ
84,2
15,8
ПРОТИВОВИРУСНЫЕ ПРЕПАРАТЫ
77,0
23,0
ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ РАН
58,2
41,8
АНТИБИОТИКИ И/ИЛИ СУЛЬФАНИЛАМИДЫ ДЛЯ МЕСТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ
57,0
43,1
НАРКОТИЧЕСКИЕ АНАЛЬГЕТИКИ
56,6
43,4
ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫЕ ПРЕПАРАТЫ
56,3
43,8
ИММУНОМОДУЛЯТОРЫ
(ИСКЛ. ИНТЕРФЕРОНЫ)
55,4
44,6
АНТИСЕПТИКИ
53,5
46,5
КИШЕЧНЫЕ АДСОРБЕНТЫ
52,3
47,7
ИНТЕРФЕРОНЫ
52,1
47,9
* Мониторинг розничных продаж и госпитальных закупок ЛС в РФ, Мониторинг отпуска ЛС по программе ДЛО, ЦМИ «Фармэксперт»
Средняя цена за упаковку отечественного препарата составляет 0,58 долл США, это намного меньше, чем стоимость иностранного препарата – 3,15 долл США. По словам руководителя департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давида Мелик-Гусейнова: «ценовая конкуренция отечественных производителей в пересекающимся ассортименте, ориентация на джнериковые препараты (копии с оригинальных ЛС), отсутствие должного внимания к маркетингу, как к важнейшему инструменту продаж – делает отечественных производителей уязвимыми со стороны иностранных компаний».
Среди глобальных проблем отечественной фарминдустрии аналитик выделяет следующие:
1. Отсутствие (слабое присутствие) инновационности. Все отечественные производители сконцентрированы на выпуске дженериковых форм, однако те, кто сейчас пытается сделать первые шаги к внедрению оригинальных препаратов (Отечественные Лекарства, Верофарм и т.д.) видят перспективность развития этого направления.
2. Слабый интерес к инструментам маркетинга. Отечественные фармкомпании, в которых маркетингу уделяется достойное внимание, сейчас и находятся в ТОР списке производителей на российском фарм рынке (Нижфарм, Акрихин, Отечественные Лекарства, Фармстандарт, Верофарм и т.д.)
3. GMP (Good Manufacturing Practice) – стандарт по которому сертифицированы единицы производственных мощностей в России. Для выхода России в ВТО, для выпуска более качественной продукции – просто необходимо работать в этом направлении. Доля рынка продукции, выпускаемой отечественными компаниями по стандартам GMP составляет – 14% в общем объеме всей отечественной продукции.
Пути выхода из сложившейся ситуации для отечественной фарминдустрии , по мнению аналитиков ЦМИ "Фармэксперт" возможно найти в следующих аспектах:
1. Путь на инновации или активная кооперация с зарубежными корпорациями
2. Уход от ценовых войн
3. Концентрация в формировании портфолио для узкого терапевтического сегмента
4. Конкуренция с зарубежными компаниями в методах продвижения:
• field force management
• event management
• OL management
Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте ЦМИ «Фармэксперт» www.pharmexpert.ru
Или обращайтесь по телефону: + 7 903 7 555 4 66.
Руководитель Департамента Маркетинговых Исследований ЦМИ «Фармэксперт»
Давид Мелик-Гусейнов.