Мероприятие, в котором приняли участие специалисты ведущих федеральных медицинских центров, прошло в преддверии Дня повышения осведомленности об остром миелоидном лейкозе (ОМЛ). В рамках дискуссии были подняты наиболее актуальные вопросы, связанные с лечением этого заболевания: внимание было уделено вопросу особенностей терапии пожилых людей, доступности инновационных схем лечения, маршрутизации пациентов, а также роли первичного медицинского звена в диагностике заболевания. Соорганизаторами мероприятия выступили НМИЦ гематологии, Национальное гематологическое общество и АНО «Найди своего доктора».
ОМЛ – один из самых распространенных и агрессивных видов лейкозов в мире. Возрастная медиана этого заболевания в среднем составляет 65 лет, однако в России из-за недостаточной диагностики она гораздо ниже. Согласно международным данным около 30% пациентов достигают порога 5-летней выживаемости, а среди людей старше 60 лет этот показатель значительно снижается[1].
Поддержка пациентов с ОМЛ – одно из приоритетных направлений работы Фонда борьбы с лейкемией (ФБЛ). С 2014 по 2021 год помощь получили 182 пациента с ОМЛ (около 30% от всех обращений). Количество обращений за помощью среди людей с данным диагнозом неуклонно растет – всего за 3 месяца 2022 года помощь оказана уже 84 пациентам.
Своевременно поставленный диагноз и вовремя начатая терапия существенным образом влияют на эффективность проводимого лечения, улучшают показатели выживаемости и прогноз заболевания.
Ирина Анатольевна Лукьянова, к.м.н, заведующая дневным стационаром онкологии и химиотерапии гемобластозов и депрессий кроветворения НМИЦ гематологии МЗ РФ: «Современный уровень диагностики и доступные методы исследований позволяют оперативно устанавливать точный диагноз и определять, какой именно вид терапии будет необходим. Врачи сегодня обладают широким арсеналом возможностей лечения ОМЛ, где ключевым моментом остается своевременность и максимальная эффективность выбора терапии. Включение этого редкого заболевания в государственную программу 14 высокозатратных нозологий могло бы способствовать решению дополнительного ряда вопросов, связанных с оперативностью и доступностью терапии. Важно помнить, что эта болезнь излечима, и чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов у пациента на благоприятный исход».
Очевидно, что непосредственному этапу лечения предшествует этап диагностики заболевания, и здесь на первый план выходит проблема междисциплинарного взаимодействия и преемственности в работе врачей. Особое место в диагностике ОМЛ отводится врачам первичного звена.
Екатерина Онучина, врач-терапевт ГБУЗ МО «Красногорская областная больница»: «Терапевт – именно тот специалист, к которому пациент приходит на первичный прием с жалобами на те или иные симптомы. И здесь очень важно, чтобы доктор был онконасторожен! Его главная задача – правильно оценить и проанализировать жалобы больного, провести его осмотр, обязательно назначить необходимые анализы, в частности, общий анализ крови, и в случае подозрений на онкогематологический диагноз оперативно направить на прием к гематологу. В дальнейшем связь гематолог-терапевт должна обязательно поддерживаться, так как в амбулаторный период лечения именно терапевт является тем специалистом, который может и должен вести пациента».
Алина Сергеевна Антипова, к.м.н, врач-онколог отделения химиотерапии гемобластозов НМИЦ онкологии им. Н.Н.Блохина МЗ РФ: «Взаимодействие онкологов, гематологов и, прежде всего, врачей-терапевтов и врачей общей практики очень важно на всех этапах диагностики и лечения острых миелоидных лейкозов. Первично пациент направляется терапевтом к онкологу или гематологу, а на этапах лечения в межкурсовых периодах, наоборот, к терапевту для наблюдения за состоянием и лечения сопутствующих заболеваний. В большей степени это касается пациентов старшей возрастной категории, у которых, как правило, имеются различные сопутствующие хронические заболевания, которые важно продолжать наблюдать и лечить в ремиссии острого миелоидного лейкоза».
Ремиссия – цель любой терапии. Стандартом лечения ОМЛ по-прежнему является программная химиотерапия, однако появление инновационной таргетной терапии существенно расширило возможности врачей и шансы пациентов на выход в ремиссию.
Сергей Николаевич Бондаренко, д.м.н, заместитель директора НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантации им. Р.М.Горбачевой, ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский медицинский университет им. И.П.Павлова»: «Таргетная терапия изменила парадигму лечения ОМЛ. Она позволяет пожилым пациентам с впервые установленным диагнозом, а также пациентам с сопутствующими заболеваниями, которым не показано проведение интенсивной химиотерапии, получать эффективное лечение. Вместе с увеличением выживаемости при применении данного вида терапии, сохраняется или улучшается качество жизни: пациенты имеют возможность лечиться в амбулаторных условиях, дома или в дневном стационаре. В некоторых ситуациях таргетные препараты дополняют химиотерапию, позволяя удержать достигнутый эффект. В некоторых – заменяют ее, позволяя достичь желаемого эффекта с минимальным риском токсичности для пациента. Глубина и полнота ответа на терапию во время первого периода лечения позволяет принимать дальнейшее решение о целесообразности выполнения аллогенной трансплантации гемопоэтических стволовых клеток – наиболее эффективного метода лечения ОМЛ для ряда пациентов. Помимо прочего, таргетные препараты также используются во время проведения поддерживающей терапии».
Доступность и скорость получения инновационной терапии – один из наиболее актуальных и социально значимых вопросов, стоящих на повестке дня. Однако, существующая законодательная практика позволяет довольно оперативно обеспечивать больных необходимым, в том числе, и инновационным лечением.
Константин Перов, к.э.н, директор АНО ДПО «Инконтех»: «Закон предоставляет ряд возможностей для быстрого обеспечения необходимыми препаратами пациентов, которым требуется срочное лечение. С 1 января 2022 года в России заключено порядка 13 тыс. контрактов на поставку лекарственных препаратов у единственного поставщика с использованием “быстрых” способов их заключения. Конечно, государство в первую очередь заинтересовано стимулировать медицинские учреждения закупать лекарственные средства в плановом режиме. Тем не менее, в случае срочной необходимости, возможность закупить необходимые медицинские препараты в короткие сроки всегда имеется».
ОМЛ – заболевание, требующее принятия оперативных решений. Их слаженность зависит от эффективности взаимодействия между всеми участниками процесса лечения – пациентами, врачами, организаторами здравоохранения. Только эффективное междисциплинарное врачебное взаимодействие, своевременное проведение исследований, преемственность стационарной и амбулаторной помощи, а также доступность современного лечения позволит вывести решение проблемы ОМЛ на другой уровень.
О Фонде борьбы с лейкемией:
Фонд борьбы с лейкемией помогает людям старше 18-ти лет с онкологическими заболеваниями системы крови. Фонд оказывает адресную благотворительную помощь по поиску донора для трансплантации костного мозга, оплаты лекарственных препаратов, а также лабораторных исследований. В том числе Фонд оказывает поддержку пациентам с диагнозом Острый миелоидный лейкоз. Фонд работает, чтобы каждый мог получить необходимое лечение и психологическую поддержку.
[1] URL https://seer.cancer.gov/statfacts/html/amyl.html Доступ от 20.04.2022