В ходе визита в период 19 — 21 мая состоялись встречи с убернатором Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко и губернатором Ленинградской области В.П. Сердюковым, на которых обсуждались вопросы по оптимизации функционирования системы ОМС в регионах и повышению уровня обеспечения медицинской помощи гражданам.
В последние два года ФОМС значительно увеличил объемы перечисляемых средств на развитие системы ОМС в субъектах Российской Федерации. На встрече с губернатором Ленинградской области В.П. Сердюковым было отмечено, что учитывая потребности региона, Федеральным фондом ОМС в конце 2007 года дополнительно перечислено 219 млн. рублей из нормированного страхового запаса, 140 млн. – на участие в пилотном проекте, направленном на повышение качества услуг в сфере здравоохранения. В текущем году уровень финансовой поддержки территориальной программы ОМС со стороны ФОМС также продолжает оставаться на высоком уровне, кроме того до конца июня будет направлено 175 млн. рублей на завершение расчетов за фактически отпущенные в 2007 году лекарственные средства отдельным категориям граждан Ленинградской области.«В Ленинградской области, как и в целом по России наблюдается рост поступлений единого социального налога. Однако, мы обращаем внимание руководителей региона на необходимость повышения уровня страховых взносов на ОМС неработающего населения до среднероссийских значений, здесь еще существуют проблемы. В последний год ФОМС активно взаимодействует с субъектами Российской Федерации в вопросах финансового обеспечения программ ОМС. И последние тенденции говорят об успешности этой работы – динамика роста поступлений страховых взносов из региональных бюджетов в целом выше, чем наблюдаемый сегодня рост налоговых поступлений. Мы поднимали вопрос увеличения страховых взносов из регионального бюджета перед губернатором Ленинградской области и получили заверение, что данная задача будет тщательно проработана и возможности для ее решения будут изысканы», — отметил Д.В. Рейхарт брифинге для журналистов в Доме правительства Ленинградской области.В настоящее время в области достигнуты неплохие показатели по материнской и младенческой смертности. Активно развивается стационарное звено здравоохранения, здравоохранение в муниципальных образованиях. Интересный опыт в регионе накоплен в области развития телемедицины. «Инициативы территориального фонда ОМС находят должную поддержку в администрации Ленобласти. Мы наметили целый ряд дополнительных мер, которые будут осуществляться совместными усилиями Правительства Ленинградской области и территориального ФОМС», — отметил вице-губернатор Ленинградской области О.А. Уткин. В ходе состоявшейся 19 мая в Смольном встречи с Губернатором Санкт-Петербурга Матвиенко В.И. также обсуждались вопросы финансирования в Санкт-Петербурге дополнительного лекарственного обеспечения и обязательного медицинского страхования. В.И. Матвиенко отметила серьёзную финансовую поддержку города со стороны Федерального фонда ОМС в ликвидации задолженности за фактически отпущенные лекарственные средства по программе ДЛО в 2006 году. Говоря о вопросах обязательного медицинского страхования, В.И. Матвиенко отметила стабильный рост финансирования территориальной программы ОМС Санкт-Петербурга. За последние пять лет расходы на ее финансирование выросли в 2,2 раза.В 2008 году, несмотря на изменение порядка финансирования программы ДЛО, и софинансирование льготного лекарственного обеспечения граждан из городского бюджета, для снятия социальной напряженности в этом вопросе Санкт-Петербургу необходимо выделение из федерального бюджета дополнительного финансирования в сумме около 700 млн. рублей.В прошлом году Правительство города дополнительно выделило ТФОМС 300 млн. рублей с целью направить их в стационары на обеспечение лекарственными препаратами больных. В результате норматив стоимости медикаментов на койко-день в стационаре в 2007 году увеличен до 187 рублей. В 2006 году этот показатель составлял только 79 рублей, а в 2008 году его планируется увеличить до 245 рублей. В свою очередь руководитель Федерального фонда ОМС Д.В. Рейхарт заверил Губернатора Санкт-Петербурга, что все долги за лекарственное обеспечение 2007 года в размере 1 млрд. 200 млн. рублей будут погашены до 25 июня 2008 года: «Существенное отличие ситуации 2007 года от аналогичной в 2006 году состоит в том, что вся задолженность находится в плановых параметрах, которая была заранее просчитана и отражена в бюджете ФОМС. Никаких проблем с источниками финансирования этой задолженности у нас не возникает». В ходе визита г-н Рейхарт Д.В, посетил некоторые областные и городские медицинские учреждения. Благодаря росту объемов финансирования отрасли в стационарах закупается дорогостоящее оборудование, увеличивается оплата труда медицинских работников. Пилотный проект, проводимый в области, позволяет отработать механизмы финансирования работы медицинских стационаров на основе введения медико-экономических стандартов лечения. Посещая Ленинградскую областную клиническую больницу Д.В. Рейхарт подчеркнул, что «в нашей стране здравоохранение финансируется не из объемов необходимых медицинских услуг, а исходя из структуры нормативов, которые сложились на сегодняшний день в системе. Мы финансируем сметы, посещения, койко-дни, используя своего рода «суррогатные» показатели. Пилотный проект позволяет привлечь дополнительные средства, и отработать систему оплаты медицинских услуг на основе разработанных медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи. Это очень важно в контексте предстоящей модернизации системы здравоохранения». Присутствовавший на встрече с трудовым коллективом областного стационара исполнительный директор ТФОМС Ленинградской области А.Н. Алексеев подтвердил эффективность схемы предлагаемой пилотным проектом: «Участие в пилотном проекте позволило увеличить финансирование медицинских учреждений задействованных в нем на 25%, это очень существенная прибавка, значительная часть средств которой пошла на повышение заработной платы сотрудников стационаров. Мы надеемся, что предложенная схема поможет существенно повысить качество медицинских услуг предоставляемых населению медицинскими учреждениями Ленинградской области». Рассказывая о деятельности Кардиологического отделения зам. главного врача Ленинградской областной больницы, заведующий отделением Петров А.А. привел цифры, свидетельствующие об однозначной эффективности системы оплаты медицинских услуг на основе стандартов лечения: «За отчетный период на оплату лечения 39 больных отделения было потрачено более полумиллиона рублей. Если бы расчет производился по ныне действующим тарифам ОМС, стационар недополучил бы сумму в размере 146 тыс. рублей». Посещая Мариинскую городскую больницу и.о. директора ФОМС ознакомился с системой контроля за соблюдением стандартов лечения со стороны представителей страховых медицинских организаций. Суть нововведения в дополнительных гарантиях для пациента качества предоставляемых ему медицинских услуг. Значительная работа проведена ТФОМС Санкт-Петербурга по организации разъяснительной работы среди населения. В больнице висят плакаты, объясняющие права граждан в системе ОМС и возможности получаемые пациентом с введением института страховых представителей. Каждому больному раздается памятка, представители страховых компаний проводят опросы больных на предмет удовлетворенности качеством обслуживания в больнице. «Это начинание достойно всяческих похвал, так как зачастую у нас не хватает внимания для того чтобы объяснить суть нашей работы и вводимых нововведений конечному адресату наших усилий — пациенту. Работа с населением – одна из ключевых задач, стоящих перед территориальными фондами. Без понимания со стороны граждан сути происходящих изменений наша работа не может быть эффективной, — подчеркнул Д.В. Рейхарт. – Опыт по привлечению страховых медицинских компаний к контролю качества оказываемых в системе ОМС медицинских услуг и налаживанию полноценной работы с населением анализируется нами с тем, чтобы распространить его для других территориальных фондов ОМС». Интересный опыт организации системы контроля здоровья работников предприятия представили сотрудники «Медицинского центра» ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Предприятие на свои деньги организовало работу медицинского учреждения таким образом, что образовало замкнутый цикл лечебно-профилактических мероприятий направленных на поддержания здоровья работника предприятия в целях сохранения его профпригодности на максимально возможном уровне, рассматривая здоровье сотрудника как экономическую категорию. «Мы вкладываем деньги в развитие медицинского центра не от хорошей жизни, работать некому, для того чтобы воспитать работника нужно семь лет и его потеря по нетрудоспособности прямой убыток предприятию, — рассказал Генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Кармазинов Ф.В.. – Мы делаем ставку на 100% диспансеризацию сотрудников, развитие страховых программ, как ОМС так и ДМС, диагностику, и реабилитацию, т.е. развиваем те направления, которые слабо представлены в медицинских учреждениях города, фактически дополняя систему здравоохранения Санкт-Петербурга». Привлечение в систему ОМС подобного рода медицинских центров дает возможность получить населению доступ к высокотехнологичным методикам диагностики. Деятельность медицинского центра – замечательный пример инвестирования в здоровье здоровых людей, без которых немыслимо решение демографических проблем нации. Руководитель ФОМС Д.В. Рейхарт принял участие в работе одной из сессий 14-го Международного фармацевтического форума. Сессия была посвящена вопросам взаимодействия представителей фармацевтического бизнеса с контролирующими и государственными органами. В своем докладе Д.В. Рейхарт разъяснил ситуацию, связанную с завершением расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства по программе ДЛО за 2007 год и еще раз заверил собравшихся, что финансовые средства в полном объеме будут перечислены поставщикам до конца первого полугодия 2008 года. Общая сумма, признанная ТФОМС по результатам экспертизы обоснованности выписки лекарственных средств — составила 50,73 млрд. рублей.Поездка показала, что система ОМС дает эффективный механизм контроля за используемыми средствами. "Это прозрачная система, где все денежные потоки можно отследить и проконтролировать, говорит Рейхарт Д.В. — Именно поэтому мы ратуем за одноканальную систему финансирования, суть которой в том, что все деньги, идущие на реализацию программ ОМС из различных источников, аккумулируются в территориальных ФОМС и уже оттуда поступают непосредственно в медицинские учреждения. Главным недостатком действующей системы здравоохранения в целом и программы ОМС в частности, на мой взгляд, является то, что не описаны объемы публичных обязательств государства по предоставлению медицинской помощи гражданину, не действуют страховые принципы. Медицинская помощь должна оплачиваться полным рублем. Для этого нужно разработать систему медико-экономических стандартов лечения, описывающую все процедуры и необходимые для терапии лекарственные средства в рамках программы ОМС, при этом не имеет значения, учреждение какой формы собственности оказывает медицинскую помощь гражданину. Лечебное учреждение должен выбирать сам гражданин. Задача же государства оплатить в полном объеме оказание услуг в рамках ОМС и провести экспертизу обоснованности применения тех или иных технологий и лекарственных средств. Для этого необходимо создать инструмент управления этими расходами». Завершающим итогом рабочей поездки стало подписание в Представительстве Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Соглашения о сотрудничестве между территориальными фондами Санкт-Петербурга и Ленинградской области в области защиты прав граждан, обеспечения доступности и контроля качества медицинской помощи при реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо – Западном федеральном округе Е.В. Лукьянов, предваряя процедуру подписания Соглашения отметил, что «формы и методы организации здравоохранения, которые прошли апробацию и успешную реализацию в большинстве стран мира, находят свое практическое воплощение и в России. Социально-экономические реалии таковы, что добровольное медицинское страхование и платная медицина является чуждой и малоподходящей моделью для нашей страны. Поэтому значимость системы ОМС, которая призвана обеспечить адекватную и бесплатную медицинскую помощь, постоянно возрастает. Развитие системы здравоохранения должно стать важной государственной социальной программой, которое будет ориентироваться сохранение здоровья будущих поколений наших сограждан».