Производители препаратов с недоказанной эффективностью продают свой товар с помощью отзывов несуществующих людей. За последние пять лет фейковые аккаунты оставили в соцсетях более 300 тысяч автоматизированных комментариев, которые набрали свыше 500 млн просмотров, пишет «Вёрстка» со ссылкой на проект «Ботнадзор».
💬 «Среди наименований, продвигаемых при помощи ботов, — 11 «пустышек», три гомеопатических средства, энтеросорбент «Полисорб», адсорбент «Энтеросгель», препарат на основе трав «Геделикс» и витамин Д3 «Аквадетрим»» (представитель фармкомпании (https://verstka.media/kak-boty-pomogayut-farmkompaniyam-prodavat-preparaty-s-nedokazannoi-effektivnostyu)).
Исследователи выделяют два основных сценария работы ботов: либо они приходят в тематические сообщества и имитируют обсуждение, в ходе которого один фейковый аккаунт убеждает другой в эффективности препарата; либо вступают в уже существующие реальные дискуссии, рекламируя те или иные препараты.
💬 «Не пишите глупостей, плацебо на детях не работает. Мне «Анаферон» нравится по действию. Если бы вы открывали инструкцию, то увидели бы, что действующее вещество в «Анафероне» есть» (А. Самоляк, бот (https://verstka.media/kak-boty-pomogayut-farmkompaniyam-prodavat-preparaty-s-nedokazannoi-effektivnostyu)).
За пять лет больше всего комментариев — почти 40 тысяч — боты оставили о «Геделиксе» . Пик их активности пришёлся на прошлый год, когда продажи препарата упали на четверть. Как правило, активность фейковых акканутов всегда растёт параллельно с падением спроса в аптеках. Так было, например, с препаратом «Селанк». О его продвижении ранее разоткровенничался в VK один из маркетологов.
💬 «Ко мне в конце 2020 года пришёл клиент — завод-изготовитель препарата. Я придумал «упаковать» цепочку прогревающих сообщений в тесты и онлайн-помощника по теме снятия стресса. То есть наш чат-бот давал ценность потенциальному клиенту сам по себе. И только потом мы показывали рекламу лекарства» (А. Николаев, маркетолог (https://vk.com/@bothelpio-chat-bot-dlya-prodvizheniya-farm-brenda-pomog-10-tysyacham-p)).
Впрочем, сейчас, как уверяют участники рынка, есть тренд на отказ от использования ботов даже на маркетплейсах. Они объясняют это тем, что среди производителей идёт борьба за покупателя, который «становится всё капризнее».
💬 «Чаще всего такие методы используют мелкие производители, сетевой маркетинг и букмекеры. Всё от охвата зависит, но это недорогое удовольствие. Средние бюджеты на такое мероприятие 20 – 100 тысяч рублей, если брать мелких производителей» (представитель фармкомпании (https://verstka.media/kak-boty-pomogayut-farmkompaniyam-prodavat-preparaty-s-nedokazannoi-effektivnostyu)).
По словам собеседника «Вёрстки», сейчас фармпроизводители начали активно осваивать искусственный интеллект . Разработка ИИ-ассистента, который анализирует большие массивы данных о поведении пользователей и разрабатывает для них персонализированные сообщения, обходится компаниям в сумму от полумиллиона рублей.