Ключевым пунктом поправок стало новое определение «чрезвычайная ситуация пандемического характера». Теперь понятие описывается как чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение, которая вызвана инфекционным заболеванием.
ВОЗ признает такую ситуацию, если она имеет высокий риск широкого географического распространения среди или в пределах нескольких государств; превышает или может превысить потенциал систем здравоохранения для принятия мер реагирования в данных государствах; вызывает или может вызвать значительные социальные и/или экономические потрясения, включая нарушения международных перевозок и торговли и требует принятия скоординированных, быстрых, справедливых и усиленных международных мер.
Кроме того, в статье 44 «Сотрудничество и помощь» появились уточнение про финансирование помощи со стороны участников. Среди прочего указывается, что государства-участники обязуются по мере возможности сотрудничать в мобилизации денежных средств, в том числе путем привлечения соответствующих источников и финансовых механизмов, в частности для удовлетворения потребностей развивающихся стран.
Для этого ВОЗ учредила Механизм координации финансирования. Согласно документу, этот орган выявляет и анализирует все источники финансирования, которые могут использоваться для осуществления мер и в чрезвычайной ситуации пандемического характера. После этого Механизм передает информацию странам-участникам. В число задач также входит привлечение добровольных взносов в пользу организаций и других структур, оказывающих поддержку государствам-членам.
Еще одним изменением стало создание Комитета стран-участников по вопросам осуществления ММСП. Он нужен для того, чтобы страны-участники поощряли и поддерживали взаимное обучение, обменивались передовым опытом и сотрудничали в интересах эффективного осуществления ММСП. Также была создана еще одна структура – «Национальный орган по ММСП» – для выполнения похожих целей, но в пределах юрисдикции государства-участника.
Примечательно, что в статье 18 «Рекомендации в отношении лиц, багажа, грузов, контейнеров, перевозочных средств, товаров и почтовых посылок» ВОЗ рекомендует участникам поддерживать международные системы снабжения, в том числе в отношении соответствующих изделий медицинского назначения и продуктов питания.
За принятие поправок проголосовали большинство стран-участников. Однако были и те, кто выступил против.
Так, против поправок проголосовала Словацкая Республика, отметив «обеспокоенность всеми поправками». Аналогичную позиция занял Иран, объяснив это тем, что итоговый документ не отражает его ожиданий. Представитель страны заявил, что «ничего в этой резолюции не должно подрывать авторитет организации или же суверенитет сторон».
Россия заявила, что рассмотрит поправки. «Российская сторона в установленный срок рассмотрит поправки к ММСП в соответствии с российским законодательством. Подчеркиваем суверенное право государств отклонить поправки, как это предусмотрено Конституцией ВОЗ, а также ст. 61 и 62 ММСП».
Генеральный директор ВОЗ Тедрос Гебреисус заявил, что решение о принятии ММСП «дает мощный импульс для завершения Соглашения по борьбе с пандемией». В конце мае 2024 года организации не удалось согласовать Всемирное соглашение о пандемиях со странами-участниками из-за некоторых пунктов. Документ раскритиковали в России и других странах.
Международные медико-санитарные правила были приняты Всемирной ассамблеей здравоохранения в 1969 году. В них указывались правила по предотвращению шести «карантинных» болезней – чумы, холеры, натуральной оспы, желтой лихорадке, сыпного и возвратного тифам. В 1973 году из правил исключили тифы, а в 1981 – оспу. В 1995 году из-за увеличения количества международных поездок и торговли ВОЗ призвала провести глобальный пересмотр ММСП. В мае 2005 года были принята новая редакция правил.
Ключевым пунктом поправок стало новое определение «чрезвычайная ситуация пандемического характера». Теперь понятие описывается как чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение, которая вызвана инфекционным заболеванием.
ВОЗ признает такую ситуацию, если она имеет высокий риск широкого географического распространения среди или в пределах нескольких государств; превышает или может превысить потенциал систем здравоохранения для принятия мер реагирования в данных государствах; вызывает или может вызвать значительные социальные и/или экономические потрясения, включая нарушения международных перевозок и торговли и требует принятия скоординированных, быстрых, справедливых и усиленных международных мер.
Кроме того, в статье 44 «Сотрудничество и помощь» появились уточнение про финансирование помощи со стороны участников. Среди прочего указывается, что государства-участники обязуются по мере возможности сотрудничать в мобилизации денежных средств, в том числе путем привлечения соответствующих источников и финансовых механизмов, в частности для удовлетворения потребностей развивающихся стран.
Для этого ВОЗ учредила Механизм координации финансирования. Согласно документу, этот орган выявляет и анализирует все источники финансирования, которые могут использоваться для осуществления мер и в чрезвычайной ситуации пандемического характера. После этого Механизм передает информацию странам-участникам. В число задач также входит привлечение добровольных взносов в пользу организаций и других структур, оказывающих поддержку государствам-членам.
Еще одним изменением стало создание Комитета стран-участников по вопросам осуществления ММСП. Он нужен для того, чтобы страны-участники поощряли и поддерживали взаимное обучение, обменивались передовым опытом и сотрудничали в интересах эффективного осуществления ММСП. Также была создана еще одна структура – «Национальный орган по ММСП» – для выполнения похожих целей, но в пределах юрисдикции государства-участника.
Примечательно, что в статье 18 «Рекомендации в отношении лиц, багажа, грузов, контейнеров, перевозочных средств, товаров и почтовых посылок» ВОЗ рекомендует участникам поддерживать международные системы снабжения, в том числе в отношении соответствующих изделий медицинского назначения и продуктов питания.
За принятие поправок проголосовали большинство стран-участников. Однако были и те, кто выступил против.
Так, против поправок проголосовала Словацкая Республика, отметив «обеспокоенность всеми поправками». Аналогичную позиция занял Иран, объяснив это тем, что итоговый документ не отражает его ожиданий. Представитель страны заявил, что «ничего в этой резолюции не должно подрывать авторитет организации или же суверенитет сторон».
Россия заявила, что рассмотрит поправки. «Российская сторона в установленный срок рассмотрит поправки к ММСП в соответствии с российским законодательством. Подчеркиваем суверенное право государств отклонить поправки, как это предусмотрено Конституцией ВОЗ, а также ст. 61 и 62 ММСП».
Генеральный директор ВОЗ Тедрос Гебреисус заявил, что решение о принятии ММСП «дает мощный импульс для завершения Соглашения по борьбе с пандемией». В конце мае 2024 года организации не удалось согласовать Всемирное соглашение о пандемиях со странами-участниками из-за некоторых пунктов. Документ раскритиковали в России и других странах.
Международные медико-санитарные правила были приняты Всемирной ассамблеей здравоохранения в 1969 году. В них указывались правила по предотвращению шести «карантинных» болезней – чумы, холеры, натуральной оспы, желтой лихорадке, сыпного и возвратного тифам. В 1973 году из правил исключили тифы, а в 1981 – оспу. В 1995 году из-за увеличения количества международных поездок и торговли ВОЗ призвала провести глобальный пересмотр ММСП. В мае 2005 года были принята новая редакция правил.