Развитие виртуальной реальности началось в 50-е годы прошлого века, а в 1961 году компания Philco Corporation разработала первые шлемы виртуальной реальности Headsight для военного применения. С тех пор технологии VR несколько улучшили свои качественные показатели, а сейчас начинают применяться не только в военном деле, но и в других областях. Например, для лечения психических расстройств. Специалисты из Гарвардского университета опубликовали обзорную статью, в которой рассматривают эффективность современных методов VR для лечения психических заболеваний, а особенно — тревожных неврозов и фобий.
Тревожные неврозы (тревожные расстройства) — настоящий бич нашего времени. Из-за них люди совершенно не могут расслабиться, жить счастливо и получать удовольствие от жизни. Главный симптом — повышенная общая тревога. Нередко может присутствовать страх болезни или несчастного случая, распространяющийся на себя и/или на близких, разнообразные волнения и дурные предчувствия. Чаще встречается у женщин и во многих случаях связано с хроническим повседневным стрессом.
Другие симптомы — потребность в движении, либо речевое беспокойство, часто не осознаваемые, страх, подавленность, навязчивые мысли, ипохондрические опасения, расстройства сна, деперсонализация. При деперсонализации собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими. Часто сопровождается дереализацией, когда окружающий мир воспринимается как нереальный или отдалённый, лишённый своих красок. По мнению врачей, причины такого состояния — длительное психическое перенапряжение или короткие по частоте, но сильные по интенсивности стрессы.
Приложения виртуальной реальности особенно полезны при лечении специфических фобий, потому что помогают человеку постепенно погрузиться в мир своих страхов, одновременно осознавая нереальность происходящего, но в то же время избавляясь от психического расстройства.
Для реалистичности передаваемых ощущений терапевтические приложения виртуальной реальности используют шлемы VR, перчатки, синтезированные звуки и вибротактильные платформы. Всё это позволяет активно исследовать виртуальный мир, а в некоторых случаях и взаимодействовать с ним.
Частое мытьё рук — распространённое навязчивое действие у страдающих обсессивно-компульсивным расстройством
Гарвардские учёные отмечают, что виртуальная реальность потенциально является очень мощным и полезным инструментом для психиатрического сообщества, ведь тесты проводятся в контролируемом окружении. Их можно повторять в точности или модифицировать, тщательно изучая эффект. Они перечисляют результаты нескольких экспериментов, в которых VR использовалась для лечения следующих расстройств:
- Специфические страхи конкретных объектов и ситуаций: страх высоты, полёта, животных, иголок, крови и проч. Наиболее хорошо исследованным является лечение с помощью VR страха полётов: здесь проведено два исследования. Они показали, что после терапии увеличилось количество пациентов, которые купили билеты на самолёты и улетели. В целом, VR вместе с когнитивно-поведенческой терапией (КПТ) показывает лучший результат, чем только КПТ.
- Социофобия. Это психическое состояние, когда человек испытывает тревожность в социальных отношениях — например, перед публичным выступлением или перед знакомством с новыми людьми. Здесь приложения VR показали такую же эффективность, как КПТ, и эффект от лечения сохранялся через год.
- Посттравматическое стрессовое расстройство. Несколько проведённых исследований показывают положительный эффект лечения с помощью VR: эффект от среднеположительного до очень хорошего. Эксперименты ставили для помощи пострадавшим после теракта во Всемирном торговом центре — для них лечение было весьма эффективным. Ветеранам Вьетнамской войны помощь средствами виртуальной реальности не очень помогла, но там была слишком маленькая выборка. А вот эксперименты на участниках боевых действий и действующих военнослужащих продемонстрировало реальную пользу VR.
- Паническое расстройство и агорафобия: внезапный наплыв тревоги (паническая атака) с психологическими (сердцебиение, потоотделение, нехватка воздуха) и когнитивными (потеря концентрации, страх или мысли о смерти) симптомами, что ведёт к избеганию определённых мест или ситуаций (чаще всего тоннелей, парковок, городских площадей, шоссе). Некоторые эксперименты показали, что VR оказывает такой же положительный эффект, как традиционная экспозиционная терапия. В других случаях технология VR была даже эффективнее, заняв меньше времени.
- Общее тревожное расстройство. В одном из маленьких экспериментов для замера уровня повседневного стресса часть из 20 пациентов носили биодатчики, а сессии VR обучали пациентов расслабляться. Особой разницы в результатах с контрольной группой замечено не было.
- Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — навязчивые, мешающие или пугающие мысли (так называемые обсессии). От них человек пытается избавиться с помощью столь же навязчивых и утомительных действий (компульсий) — например, постоянно моя руки. В данной области эффективность лечения с помощью VR пока не оценивалась, было только два исследования о выявлении ОКР с помощью VR.
- Шизофрения — надёжных данных пока нет, проведены только первые исследования применения VR в лечении шизофремнии, но они дали обещающий результат.
- Острая и хроническая боли. Проведён первоначальный опыт на небольшой группе из четырёх пациентов с ожогами. Оказалось, что субъективная оценка боли ниже у пациентов, которые проходили терапию с использованием VR. Другой опыт на раковом пациенте подтвердил, что при нахождении в виртуальной реальности уменьшаются страдания во время прохождения болезненных процедур. Сравнительное тестирование обезболивающих в сочетании с VR тоже подтвердило, что такой метод более эффективен, чем обычные обезболивающие.
Исследователи также упоминают о проведённых экспериментах в лечении аутизма, аддикций и различных форм расстройств приёма пищи.
Первая научная статья о применении виртуальной реальности в медицине была опубликована в 1995 году. За два десятилетия собрана достаточная научная база, чтобы уверенно говорить о хороших перспективах использования VR для лечения различных расстройств психики, фобий, тревожных расстройств и других психических недугов.
Научная статья опубликована в майском/июньском номере журнала Harvard Review of Psychiatry за 2017 год (doi:10.1097/HRP.0000000000000138).
Развитие виртуальной реальности началось в 50-е годы прошлого века, а в 1961 году компания Philco Corporation разработала первые шлемы виртуальной реальности Headsight для военного применения. С тех пор технологии VR несколько улучшили свои качественные показатели, а сейчас начинают применяться не только в военном деле, но и в других областях. Например, для лечения психических расстройств. Специалисты из Гарвардского университета опубликовали обзорную статью, в которой рассматривают эффективность современных методов VR для лечения психических заболеваний, а особенно — тревожных неврозов и фобий.
Тревожные неврозы (тревожные расстройства) — настоящий бич нашего времени. Из-за них люди совершенно не могут расслабиться, жить счастливо и получать удовольствие от жизни. Главный симптом — повышенная общая тревога. Нередко может присутствовать страх болезни или несчастного случая, распространяющийся на себя и/или на близких, разнообразные волнения и дурные предчувствия. Чаще встречается у женщин и во многих случаях связано с хроническим повседневным стрессом.
Другие симптомы — потребность в движении, либо речевое беспокойство, часто не осознаваемые, страх, подавленность, навязчивые мысли, ипохондрические опасения, расстройства сна, деперсонализация. При деперсонализации собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими. Часто сопровождается дереализацией, когда окружающий мир воспринимается как нереальный или отдалённый, лишённый своих красок. По мнению врачей, причины такого состояния — длительное психическое перенапряжение или короткие по частоте, но сильные по интенсивности стрессы.
Приложения виртуальной реальности особенно полезны при лечении специфических фобий, потому что помогают человеку постепенно погрузиться в мир своих страхов, одновременно осознавая нереальность происходящего, но в то же время избавляясь от психического расстройства.
Для реалистичности передаваемых ощущений терапевтические приложения виртуальной реальности используют шлемы VR, перчатки, синтезированные звуки и вибротактильные платформы. Всё это позволяет активно исследовать виртуальный мир, а в некоторых случаях и взаимодействовать с ним.
Частое мытьё рук — распространённое навязчивое действие у страдающих обсессивно-компульсивным расстройством
Гарвардские учёные отмечают, что виртуальная реальность потенциально является очень мощным и полезным инструментом для психиатрического сообщества, ведь тесты проводятся в контролируемом окружении. Их можно повторять в точности или модифицировать, тщательно изучая эффект. Они перечисляют результаты нескольких экспериментов, в которых VR использовалась для лечения следующих расстройств:
- Специфические страхи конкретных объектов и ситуаций: страх высоты, полёта, животных, иголок, крови и проч. Наиболее хорошо исследованным является лечение с помощью VR страха полётов: здесь проведено два исследования. Они показали, что после терапии увеличилось количество пациентов, которые купили билеты на самолёты и улетели. В целом, VR вместе с когнитивно-поведенческой терапией (КПТ) показывает лучший результат, чем только КПТ.
- Социофобия. Это психическое состояние, когда человек испытывает тревожность в социальных отношениях — например, перед публичным выступлением или перед знакомством с новыми людьми. Здесь приложения VR показали такую же эффективность, как КПТ, и эффект от лечения сохранялся через год.
- Посттравматическое стрессовое расстройство. Несколько проведённых исследований показывают положительный эффект лечения с помощью VR: эффект от среднеположительного до очень хорошего. Эксперименты ставили для помощи пострадавшим после теракта во Всемирном торговом центре — для них лечение было весьма эффективным. Ветеранам Вьетнамской войны помощь средствами виртуальной реальности не очень помогла, но там была слишком маленькая выборка. А вот эксперименты на участниках боевых действий и действующих военнослужащих продемонстрировало реальную пользу VR.
- Паническое расстройство и агорафобия: внезапный наплыв тревоги (паническая атака) с психологическими (сердцебиение, потоотделение, нехватка воздуха) и когнитивными (потеря концентрации, страх или мысли о смерти) симптомами, что ведёт к избеганию определённых мест или ситуаций (чаще всего тоннелей, парковок, городских площадей, шоссе). Некоторые эксперименты показали, что VR оказывает такой же положительный эффект, как традиционная экспозиционная терапия. В других случаях технология VR была даже эффективнее, заняв меньше времени.
- Общее тревожное расстройство. В одном из маленьких экспериментов для замера уровня повседневного стресса часть из 20 пациентов носили биодатчики, а сессии VR обучали пациентов расслабляться. Особой разницы в результатах с контрольной группой замечено не было.
- Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — навязчивые, мешающие или пугающие мысли (так называемые обсессии). От них человек пытается избавиться с помощью столь же навязчивых и утомительных действий (компульсий) — например, постоянно моя руки. В данной области эффективность лечения с помощью VR пока не оценивалась, было только два исследования о выявлении ОКР с помощью VR.
- Шизофрения — надёжных данных пока нет, проведены только первые исследования применения VR в лечении шизофремнии, но они дали обещающий результат.
- Острая и хроническая боли. Проведён первоначальный опыт на небольшой группе из четырёх пациентов с ожогами. Оказалось, что субъективная оценка боли ниже у пациентов, которые проходили терапию с использованием VR. Другой опыт на раковом пациенте подтвердил, что при нахождении в виртуальной реальности уменьшаются страдания во время прохождения болезненных процедур. Сравнительное тестирование обезболивающих в сочетании с VR тоже подтвердило, что такой метод более эффективен, чем обычные обезболивающие.
Исследователи также упоминают о проведённых экспериментах в лечении аутизма, аддикций и различных форм расстройств приёма пищи.
Первая научная статья о применении виртуальной реальности в медицине была опубликована в 1995 году. За два десятилетия собрана достаточная научная база, чтобы уверенно говорить о хороших перспективах использования VR для лечения различных расстройств психики, фобий, тревожных расстройств и других психических недугов.
Научная статья опубликована в майском/июньском номере журнала Harvard Review of Psychiatry за 2017 год (doi:10.1097/HRP.0000000000000138).