8 июля в Совете Федерации состоялось заседание Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, посвященное актуальным аспектам оказания медицинской и социальной помощи пациентам с эпилепсией. Сенаторы, крупнейшие российские ученые и врачи-клиницисты, представители пациентских организаций обсуждали проблемы, связанные с диагностикой и лекарственной терапией, состояние службы помощи больным эпилепсией и возможности ее совершенствования.
Открывая заседание Экспертного совета Л.Н. Пономарева, первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению, отметила, что современное российское общество не готово воспринимать "других" людей, с ограничениями жизнедеятельности, с эпилепсией, с чем связаны социальные и психологические барьеры.
Эпилепсия – самое старое из нарушений функций головного мозга и одно из наиболее широко встречающихся заболеваний нервной системы. Характеризуется различной степенью тяжести – от легкой до инвалидизирующей. Частота распространения эпилепсии – 5-8 случаев на тысячу (0,5 – 1%). Не менее одного припадка в течение жизни переносят 5% населения. У 20-30% больных заболевание является пожизненным. Эпилепсия – специфическая болезнь, которая требует к себе особого внимания.
В России данное заболевание признано социально значимым и Правительство РФ включило эпилепсию в постановление № 890, в соответствии с которым пациенты имеют право на бесплатное получение лекарственных средств.
«В нашей стране эпилепсии по большей части подвержены работоспособные граждане в возрасте от 30 до 60 лет, мужчины чаще женщин. Смертность среди больных эпилепсией превышает популяционную в 2-3 раза, 60-70% пациентов становятся инвалидами» – заметила в своем выступлении А.Б. Гехт, профессор кафедры неврологии и нейрохирургии лечебного факультета Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова.
По мнению экспертов, сложности с диагностикой в нашей стране связаны, в первую очередь, с недостаточной квалификацией врачей, отсутствием необходимого технического оснащения на местах, в частности, приборов видеомониторинга и магнитно-резонансной томографии.
А.С. Петрухин, главный детский невролог Минздравсоцразвития России, привел такие цифры: в результате более детального исследования, проведенного в Детской консультативной неврологической поликлинике, эпилепсия не подтвердилась у
19% пациентов и была выявлена свыше, чем у 6 %, направленных с другим диагнозом.
Анализ эпидемиологических исследований показал, что от 464 до 910 тыс. человек не знают о своем заболевании, не обращаются за помощью к эпилептологам, не получают необходимую лекарственную терапию. У некоторых людей просто опускаются руки, когда они понимают, что специалист сможет принять их только через несколько месяцев.
По данным Е.В. Гольберга, председателя правления Санкт-Петербургского общества страдающих эпилепсией, иным пациентам приходится ждать приема у специалиста 3 месяца и более. Особое место среди социальных проблем занимает стигматизация больных эпилепсией. Причем негативное отношение и дискриминация зачастую распространяются и на здоровых членов семьи.
В лечении эпилепсии во всем мире наиболее перспективной признана монотерапия, подразумевающая назначение одного противоэпилептического препарата (ПЭП) нового поколения. "Важнейшее направление эпилептологии – это внедрение современных, призванных во всем мире и основанных на принципах доказательной медицины стандартов лечения. Необходим индивидуальный лекарственный подбор, график дозирования. Стандарты, о которых идет речь, предусматривают особый подход к лечению разных категорий больных – пожилых людей, женщин, детей", – считает А.Б. Гехт.
После прекращения приступов лечение должно продолжаться в течение 2-5 лет, но в 50% случаев специалисты прекращают лечение несвоевременно. Такая практика приводит к тому, что у многих пациентов ремиссия так и не наступает. Даже если они опять начинают принимать лекарства. При том, что современные средства позволяют полностью избавляться от приступов в 70 % случаев, а значит, болезнь излечима.
Говоря о терапии эпилепсии, А.С. Петрухин подчеркнул, что должна быть приверженность одному препарату, что лечение эпилепсии должно быть персонифицировано, адресовано конкретному пациенту, исходя из его специфических потребностей. «Нужно правильно назначать препараты и точно их дозировать. Как свидетельствует зарубежный опыт, при правильном лечении в 70% случаев больные ведут полноценную жизнь, в России же эта цифра не превышает 20%», – заметила в своем выступлении А.Б. Гехт.
Эксперты резюмировали, что для преодоления проблем с лекарственным обеспечением, необходимо проводить непрерывное адекватное фармакологическое лечение, чему может способствовать гармонизация списков лекарств государственного финансирования, а также расширение этих списков за счет наиболее эффективных современных противоэпилептических препаратов. В частности тех, которые разрешены для применения у детей.
Подводя итоги заседания, В.В. Омельяновский, председатель Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, директор НИИ клинико-экономической экспертизы и фармакоэкономики РГМУ им. Н.И. Пирогова отметил, что эпилепсия – одно из заболеваний, которое в последнее время актуализирует Экспертный совет. «Сегодняшняя встреча помогает нам с разных позиций – научных, терапевтических, фармако- и социально-экономических – оценить такое заболевание, как эпилепсия, выявить связанные с ним проблемы в российской системе здравоохранения».