Категория рецептурных препаратов на протяжении последних лет является флагманом развития российского розничного рынка: динамика спроса в группе существенно опережает показатели роста в отношении ОТС, а доля анализируемой категории последовательно растет. По состоянию на январь-май 2025 г. согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma на розничном рынке нашей страны (включая онлайн канал) объем реализации Rx-препаратов исчислялся суммой 460 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС). Динамика относительно аналогичного периода 2024 г. составила 19%. Натуральная динамика по группе рецептурных препаратов тоже заметно выше, показатель прироста к январю-маю 2024 г. в упаковках составил 5%, а в минимальных единицах дозирования (МЕД) превышает 7,8%.
С точки зрения абсолютных денежных объемов потребления в Rx-категории лидируют Москва, Московская область и Санкт-Петербург; суммарно эти регионы объединяют 24,7% рынка. Максимальной рублевой динамикой из них характеризовалась Московская область — здесь зафиксирован показатель прироста на уровне 20%. Абсолютным лидером с точки зрения динамики спроса на рецептурные препараты в январе-мае 2025 г. стал Чукотский АО, в котором показатель рублевого прироста наблюдается на уровне 34%, хотя в отношении абсолютного объема рынка регион занимает третье место с конца списка. Сопоставимую динамику продаж Rx-препаратов фиксируется по Чеченской Республике (+32%); заметным ростом характеризовалась так же Республика Дагестан (+26%).
В анализируемом периоде на розничном рынке было представлено 5656 торговых марок рецептурных препаратов; за год их количество сократилось на 138 шт. Из наиболее заметных выпавших продуктов можно отметить, в частности, Аллерфекс (компании «Северная Звезда») и Викейра Пак («Эббви») — препараты последний раз поступали в обращение еще в 2022 г., а также Ноксафил («МСД») и КамРОУ («Камада»), которые не отгружались с 2023 г. Общий объем продаж в рознице каждого из данных продуктов год назад не превышал нескольких млн руб., а доля в ритейле исчислялась десятитысячными долями процента.
В текущем году кардинально поменялась расстановка сил в рейтинге торговых марок. Прежде всего нужно отметить взлет на 1-ю строчку препарата Эликвис от «Пфайзер» — за год продажи препарата выросли на 15%, и в значительной степени это результат стал возможным за счет падения продаж Ксарелто («Байер Хелскер»), спрос на который после появления дженериков сократился сразу на 11%, в результате сейчас препарат может претендовать только на 3-е место. На вторую строчку в топе врывается отечественный Семавик компании «Герофарм» — за год продажи препарата выросли в 5 раз. Наконец, продолжает стремительное восхождение Форсига от «АстраЗенека», препарату удалось не допустить появление на рынке аналоговых продуктов и продемонстрировать рост на уровне 61%. Худший в топе результат, если не считать Ксарелто, у российского Мексидола компании «Фармасофт» (+9% в руб.).
Категория рецептурных препаратов на протяжении последних лет является флагманом развития российского розничного рынка: динамика спроса в группе существенно опережает показатели роста в отношении ОТС, а доля анализируемой категории последовательно растет. По состоянию на январь-май 2025 г. согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma на розничном рынке нашей страны (включая онлайн канал) объем реализации Rx-препаратов исчислялся суммой 460 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС). Динамика относительно аналогичного периода 2024 г. составила 19%. Натуральная динамика по группе рецептурных препаратов тоже заметно выше, показатель прироста к январю-маю 2024 г. в упаковках составил 5%, а в минимальных единицах дозирования (МЕД) превышает 7,8%.
С точки зрения абсолютных денежных объемов потребления в Rx-категории лидируют Москва, Московская область и Санкт-Петербург; суммарно эти регионы объединяют 24,7% рынка. Максимальной рублевой динамикой из них характеризовалась Московская область — здесь зафиксирован показатель прироста на уровне 20%. Абсолютным лидером с точки зрения динамики спроса на рецептурные препараты в январе-мае 2025 г. стал Чукотский АО, в котором показатель рублевого прироста наблюдается на уровне 34%, хотя в отношении абсолютного объема рынка регион занимает третье место с конца списка. Сопоставимую динамику продаж Rx-препаратов фиксируется по Чеченской Республике (+32%); заметным ростом характеризовалась так же Республика Дагестан (+26%).
В анализируемом периоде на розничном рынке было представлено 5656 торговых марок рецептурных препаратов; за год их количество сократилось на 138 шт. Из наиболее заметных выпавших продуктов можно отметить, в частности, Аллерфекс (компании «Северная Звезда») и Викейра Пак («Эббви») — препараты последний раз поступали в обращение еще в 2022 г., а также Ноксафил («МСД») и КамРОУ («Камада»), которые не отгружались с 2023 г. Общий объем продаж в рознице каждого из данных продуктов год назад не превышал нескольких млн руб., а доля в ритейле исчислялась десятитысячными долями процента.
В текущем году кардинально поменялась расстановка сил в рейтинге торговых марок. Прежде всего нужно отметить взлет на 1-ю строчку препарата Эликвис от «Пфайзер» — за год продажи препарата выросли на 15%, и в значительной степени это результат стал возможным за счет падения продаж Ксарелто («Байер Хелскер»), спрос на который после появления дженериков сократился сразу на 11%, в результате сейчас препарат может претендовать только на 3-е место. На вторую строчку в топе врывается отечественный Семавик компании «Герофарм» — за год продажи препарата выросли в 5 раз. Наконец, продолжает стремительное восхождение Форсига от «АстраЗенека», препарату удалось не допустить появление на рынке аналоговых продуктов и продемонстрировать рост на уровне 61%. Худший в топе результат, если не считать Ксарелто, у российского Мексидола компании «Фармасофт» (+9% в руб.).