Ненадлежащий учет сведений в ГИС ОМС привел к недостоверным сведениям о застрахованных, что в свою очередь создало сложности в получении гражданами медпомощи по ОМС, говорится в отчете.
Так, формировались неверные данные о прикреплении граждан к медорганизации либо недостоверные персональные сведения пациента. Такие ошибки есть как минимум в следующих регионах: республики Татарстан и Бурятия, Ставропольский край, Рязанская, Тверская, Вологодская, Оренбургская, Челябинская и Воронежская области, Санкт‑Петербург и Москва, Ханты-Мансийский автономный округ.
К неверным расчетам размера субсидии для оказания медпомощи ОМС привели недостоверные данные о численности застрахованных в регионах. Завышенная численность населения, причиной которой стали в том числе дублирующие записи в реестре, может создать риск «необоснованного финансирования медорганизаций» и рост нагрузки на бюджет, отмечают в СП. В других случаях в системе были ошибочно возвращены в актуальное состояние, например, истекшие полисы иностранных граждан.
Кроме того, регистр временами «игнорирует критерий идентификации застрахованного лица по СНИЛС, не находит сопоставления по фамилии, имени, отчеству, дате рождения и действующему удостоверению личности».
Положение, фиксируют участники системы ОМС, усугубляется неполноценной технической поддержкой сервиса. Заявки некоторых ТФОМС в техническую службу ФФОМС рассматриваются от 2 до 6 месяцев: например, в 2023 году было обработано только 31,6% заявок костромского ТФОМС, 22,4% – орловского, 52,3% – фонда Московской области.
Счетная палата выявила недочеты и в секторе развития ЕГИСЗ и интеграции системы с ГИС ОМС. В 2022-2023 годах, гласит отчет, ФФОМС не создал законченные продукты, готовые к промышленной эксплуатации, а лишь их прототипы без интеграции с реальными данными. Так произошло с сервисом по формированию медицинского цифрового профиля пациента и рядом других систем.
Это не первый раз, когда в Счетной палате РФ отмечают неудовлетворительные результаты по созданию и развитию ГИС в сфере ОМС. В 2022 году, как подсчитали аудиторы, 624 млн рублей ушли на создание макетов сервисов. В том же году были обнаружены проблемы с недостоверными и дублированными записями в едином регистре застрахованных.
В марте 2023 года ведомство представило данные, согласно которым фонд оперировал в незавершенном сегменте ГИС данными о застрахованных без отлаженной защиты информации, что могло, по мнению СП, привести к утечке персональных данных.
Единый регистр застрахованных был запущен
в декабре 2022 года, на это было потрачено
минимум 1,7 млрд рублей. Его целью является объединение и унификация данных о застрахованных, автоматическое формирование карточек граждан для выдачи цифровых полисов ОМС. Техническим оператором регистра является ФФОМС, а все работы по нему выполняют структуры ПАО «Ростелеком». В 2024 году на развитие ГИС ОМС в целом Правительство РФ (оно распоряжается страховым запасом ФФОМС) заложило
6,4 млрд рублей.
Ненадлежащий учет сведений в ГИС ОМС привел к недостоверным сведениям о застрахованных, что в свою очередь создало сложности в получении гражданами медпомощи по ОМС, говорится в отчете.
Так, формировались неверные данные о прикреплении граждан к медорганизации либо недостоверные персональные сведения пациента. Такие ошибки есть как минимум в следующих регионах: республики Татарстан и Бурятия, Ставропольский край, Рязанская, Тверская, Вологодская, Оренбургская, Челябинская и Воронежская области, Санкт‑Петербург и Москва, Ханты-Мансийский автономный округ.
К неверным расчетам размера субсидии для оказания медпомощи ОМС привели недостоверные данные о численности застрахованных в регионах. Завышенная численность населения, причиной которой стали в том числе дублирующие записи в реестре, может создать риск «необоснованного финансирования медорганизаций» и рост нагрузки на бюджет, отмечают в СП. В других случаях в системе были ошибочно возвращены в актуальное состояние, например, истекшие полисы иностранных граждан.
Кроме того, регистр временами «игнорирует критерий идентификации застрахованного лица по СНИЛС, не находит сопоставления по фамилии, имени, отчеству, дате рождения и действующему удостоверению личности».
Положение, фиксируют участники системы ОМС, усугубляется неполноценной технической поддержкой сервиса. Заявки некоторых ТФОМС в техническую службу ФФОМС рассматриваются от 2 до 6 месяцев: например, в 2023 году было обработано только 31,6% заявок костромского ТФОМС, 22,4% – орловского, 52,3% – фонда Московской области.
Счетная палата выявила недочеты и в секторе развития ЕГИСЗ и интеграции системы с ГИС ОМС. В 2022-2023 годах, гласит отчет, ФФОМС не создал законченные продукты, готовые к промышленной эксплуатации, а лишь их прототипы без интеграции с реальными данными. Так произошло с сервисом по формированию медицинского цифрового профиля пациента и рядом других систем.
Это не первый раз, когда в Счетной палате РФ отмечают неудовлетворительные результаты по созданию и развитию ГИС в сфере ОМС. В 2022 году, как подсчитали аудиторы, 624 млн рублей ушли на создание макетов сервисов. В том же году были обнаружены проблемы с недостоверными и дублированными записями в едином регистре застрахованных.
В марте 2023 года ведомство представило данные, согласно которым фонд оперировал в незавершенном сегменте ГИС данными о застрахованных без отлаженной защиты информации, что могло, по мнению СП, привести к утечке персональных данных.
Единый регистр застрахованных был запущен
в декабре 2022 года, на это было потрачено
минимум 1,7 млрд рублей. Его целью является объединение и унификация данных о застрахованных, автоматическое формирование карточек граждан для выдачи цифровых полисов ОМС. Техническим оператором регистра является ФФОМС, а все работы по нему выполняют структуры ПАО «Ростелеком». В 2024 году на развитие ГИС ОМС в целом Правительство РФ (оно распоряжается страховым запасом ФФОМС) заложило
6,4 млрд рублей.