Изменения парламентарии предлагают внести в №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», дополнив его статьей «Особенности финансирования расходов на оплату труда медицинских работников».
В тексте проекта федерального закона указано, что объем финансирования младшего и среднего медицинского и фармацевтического персонала медорганизаций не может быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в субъекте, и должен обеспечивать зарплату работающих на полную ставку медиков не ниже 2,5 МРОТ. Для врачей и фармацевтов с высшим медобразованием зарплата должна составлять не менее четырех МРОТ.
«В связи с принятием настоящего Федерального закона выплачиваемая младшему и среднему медицинскому персоналу, работникам медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, заработная плата не может быть уменьшена, а условия оплаты их труда ухудшены», – отмечается в документе.
Федеральный закон в случае его принятия может вступить в силу с 1 июля 2025 года.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, такое решение подготовлено для сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетной сфере здравоохранения.
По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного планирования, в 2021-2022 годах реальные зарплаты в здравоохранении снизились из-за пандемийного и санкционного кризисов. Восстановление реальной заработной платы началось в III квартале 2023 года. Соотношение зарплаты и МРОТ составило в 2022 году 3,8, в 2024 году показатель снизился.
«По мнению экспертов, кадровая проблема в государственной системе здравоохранения в большинстве регионов без кардинального изменения подходов к финансированию оплаты труда медицинских работников и структуре их заработной платы будет усугубляться, продолжится процесс перетока грамотных специалистов в частную медицину, а личные затраты граждан на медицину вырастут», – говорится в пояснительной записке.
Правительство РФ уже представило отзыв на законопроект. Там уточнили, что социальная направленность документа заслуживает внимания, но сам проект нуждается в существенной доработке. Так, в законопроекте не учли, что понятия «младший медицинский персонал», «средний медицинский персонал», «фармацевтический персонал» в Федеральном законе отсутствуют. Кроме того, в представленных нормах не указано, охватывают ли предлагаемые гарантии оплаты труда государственные, муниципальные и частные медицинские организации в равной мере, учитывая, что система оплаты труда работников в них сильно разнится.
«В финансово-экономическом обосновании к законопроекту отсутствуют расчеты необходимых дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Вместе с тем реализация положений законопроекта потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при этом законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, что не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации», – резюмировали в правительстве.
В апреле 2024 года президент РФ Владимир Путин поручил направлять в приоритетном порядке средства ОМС, дополнительно полученные за счет выравнивания тарифов на оплату медпомощи, на зарплату сотрудников первичного звена здравоохранения в сельской местности. После этого правительство внесло в программу госгарантий новое требование по минимальному уровню оклада медиков. Так, с 1 апреля размер оклада должен быть не менее 50% от Фонда оплаты труда без учета компенсационных выплат, причем общая зарплата обязана сохраняться на прежнем уровне с положенной «майскими» указами индексацией.
Позднее члены Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) начали получать жалобы врачей, которым повышают оклад, но при этом убирают стимулирующие надбавки – в результате заработная плата после «повышения» оказывается ниже изначальной. В связи с этим Госдума и СПЧ приняли решение о проведении аудита.
Изменения парламентарии предлагают внести в №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», дополнив его статьей «Особенности финансирования расходов на оплату труда медицинских работников».
В тексте проекта федерального закона указано, что объем финансирования младшего и среднего медицинского и фармацевтического персонала медорганизаций не может быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в субъекте, и должен обеспечивать зарплату работающих на полную ставку медиков не ниже 2,5 МРОТ. Для врачей и фармацевтов с высшим медобразованием зарплата должна составлять не менее четырех МРОТ.
«В связи с принятием настоящего Федерального закона выплачиваемая младшему и среднему медицинскому персоналу, работникам медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, заработная плата не может быть уменьшена, а условия оплаты их труда ухудшены», – отмечается в документе.
Федеральный закон в случае его принятия может вступить в силу с 1 июля 2025 года.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, такое решение подготовлено для сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетной сфере здравоохранения.
По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного планирования, в 2021-2022 годах реальные зарплаты в здравоохранении снизились из-за пандемийного и санкционного кризисов. Восстановление реальной заработной платы началось в III квартале 2023 года. Соотношение зарплаты и МРОТ составило в 2022 году 3,8, в 2024 году показатель снизился.
«По мнению экспертов, кадровая проблема в государственной системе здравоохранения в большинстве регионов без кардинального изменения подходов к финансированию оплаты труда медицинских работников и структуре их заработной платы будет усугубляться, продолжится процесс перетока грамотных специалистов в частную медицину, а личные затраты граждан на медицину вырастут», – говорится в пояснительной записке.
Правительство РФ уже представило отзыв на законопроект. Там уточнили, что социальная направленность документа заслуживает внимания, но сам проект нуждается в существенной доработке. Так, в законопроекте не учли, что понятия «младший медицинский персонал», «средний медицинский персонал», «фармацевтический персонал» в Федеральном законе отсутствуют. Кроме того, в представленных нормах не указано, охватывают ли предлагаемые гарантии оплаты труда государственные, муниципальные и частные медицинские организации в равной мере, учитывая, что система оплаты труда работников в них сильно разнится.
«В финансово-экономическом обосновании к законопроекту отсутствуют расчеты необходимых дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Вместе с тем реализация положений законопроекта потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при этом законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, что не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации», – резюмировали в правительстве.
В апреле 2024 года президент РФ Владимир Путин поручил направлять в приоритетном порядке средства ОМС, дополнительно полученные за счет выравнивания тарифов на оплату медпомощи, на зарплату сотрудников первичного звена здравоохранения в сельской местности. После этого правительство внесло в программу госгарантий новое требование по минимальному уровню оклада медиков. Так, с 1 апреля размер оклада должен быть не менее 50% от Фонда оплаты труда без учета компенсационных выплат, причем общая зарплата обязана сохраняться на прежнем уровне с положенной «майскими» указами индексацией.
Позднее члены Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) начали получать жалобы врачей, которым повышают оклад, но при этом убирают стимулирующие надбавки – в результате заработная плата после «повышения» оказывается ниже изначальной. В связи с этим Госдума и СПЧ приняли решение о проведении аудита.