Комитет Госдумы по охране здоровья в ходе сегодняшнего заседания предложил принять проект изменений в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», усиливающий контрольные функции Росздравнадзора.
Разработанные Минздравом поправки были внесены в Госдуму в начале декабря 2015 года. Подразумевается, что надзорные полномочия, которыми ранее обладали в том числе и региональные власти, будут в дальнейшем переданы Росздравнадзору.
Первое чтение законопроект прошел 29 января 2016 года, второе чтение запланировано на 22 марта 2016 года. Авторы документа предлагают разграничить разрешительные и контрольные функции, создав таким образом централизованную систему государственного лицензионного контроля за качеством работы медицинских и фармацевтических организаций, который будет осуществлять Росздравнадзор.
В пояснительной записке к проекту говорится, что централизованная система позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности и ориентировать госконтроль на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере здравоохранения.
Однако, по мнению экспертов Фонда «Здоровье», усиление контрольных функций Росздравнадзора не решит системных проблем работы ведомства, а лишь повысит коррупционные риски во взаимоотношениях ведомства с медицинскими и фармацевтическими организациями и внесет путаницу в работу ведомства.
«Система лицензионного контроля должна быть единой. В первую очередь должны быть разработаны единые лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также все порядки оказания медицинской помощи. Иначе Росздравнадзор не имеет законного основания осуществлять лицензионный контроль по целому ряду работ и услуг. А предлагаемые изменения дробят функции лицензионного контроля не просто между разными ведомствами, но и между разными уровнями власти», – заявлял еще в декабре 2015 года директор Фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов.
В 2014 году Федеральная антимонопольная служба провела комплексную проверку Росздравнадзора и выявила множество нарушений и недочетов в работе ведомства. Минздрав подготовил ряд поправок в законодательство с целью усилить административный ресурс Росздравнадзора, однако, по мнению экспертов, они не решают системных проблем, указанных в докладе ФАС.