Выступая на конференции «Лекарственное обеспечение — 360 градусов», Елена Чернякова затронула актуальную проблему формирования клинико-статистических групп в системе ОМС. Этот инструмент, по словам главы ФФОМС, призван «с одной стороны работать экономике в медицине», с другой – обеспечить доступность лекарственной терапии.
«Нас сегодня критикуют, но, тем не менее, в КСГ входят препараты, которые должны быть включены в перечень ЖНВЛП. <…> Если говорить о соплатеже, то, может быть, когда мы выходим за рамки этого перечня, и говорим о том, что есть желание, необходимость получать препараты за рамками перечня ЖНВЛП, может быть, как инструмент рассматривать систему ДМС – как ОСАГО и КАСКО», — предположила Чернякова.
ФФОМС проверил, как медучреждения распоряжаются схемами лечения внутри каждой КСГ, чтобы подтвердить или опровергнуть тезис о том, что выбираются более дешевые препараты ради увеличения маржинальности случая лечения. «Больше половины субъектов РФ не замечены в том, что они покупают и назначают препараты по нижней границе. <…> Отдельные субъекты явно страдают тем, что работают на маржинальность. Но мы имеем возможность совместно с органами управления здравоохранения, со страховыми компаниями осуществлять мониторинг и контроль таких назначений», — сообщила Елена Чернякова. По ее словам, соплатеж помог бы в таких случаях сбалансировать систему.
Случаи, когда лекарство закупается за счет других источников (благотворительных фондов или самих пациентов), а их введение оплачивается по ОМС, тоже, по словам Елены Черняковой, «своего рода соплатежи».
«У нас есть так называемое понятие соплатежа, и сегодня Налоговым кодексом предусмотрено возмещение части налогов в случае, если были приобретены определенного вида лекарственные препараты», — подчеркнула она.
По словам Черняковой, сегодня обсуждаются расширение перечня лекарств для амбулаторной терапии COVID-19 и источники финансирования, за счет которых можно было бы это сделать. «Мне кажется, это должно быть по определенным заболеваниям, по определенным показаниям. Мы знаем, есть мировой опыт, когда в принципе лекарственное обеспечение предоставляется сегодня либо на льготных условиях, либо на условиях соплатежа без учета заболеваемости, но, мне кажется, таким образом, наверное, двигаться не нужно», — считает глава фонда.
В конце ноября на перспективу внедрения соплатежа намекнул замдиректора департамента финансовой политики Минфина Роман Точилин: «Нужно, чтобы системы ОМС и ДМС не конкурировали, а дополняли друг друга. Хватит ли нам на реализацию этой цели десяти лет, это, конечно, вопрос, но какие-то шаги в этом направлении уже стоит делать». Раскрыть этот тезис подробнее по запросу Vademecum в ведомстве не смогли.
О внедрении механизма софинансирования медпомощи за счет пациента еще в 2017 году говорил президент РФ Владимир Путин. «Нужно думать о том, где государство обязано точно, <…> в каких сегментах, в каком объеме, по каким направлениям, оказывать помощь бесплатно, а где возможно какое-то софинансирование», – отмечал он. Тогда обсуждался объем софинансирования в 2% от расходов на ОМС.