Кроме того, в Роспотребнадзор поступило 12 тысяч обращений по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания медуслуг. Показатель, согласно отчету, уменьшился на 0,5% по сравнению с 2023-м годом. Доля обращений, поступивших непосредственно от граждан, превысила 76%.Также анализ продемонстрировал, что в ходе организованной регулятором с 18 по 29 ноября «горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей при оказании платных медицинских и физкультурно-оздоровительных услуг, наиболее популярными стали вопросы о несоблюдении условий тематических договоров, стоимости таких услуг. Так, пользователи обращались в Единый консультационный центр Роспотребнадзора по темам изменения сроков предоставления медуслуг, обязанностей и ответственности исполнителя, заказчика и получателя услуги, порядке оплаты, сведениях о лицензии на осуществление меддеятельности и другим вопросам.
Согласно документу, в 2024 году в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и страховые медорганизации поступило почти 4,8 млн обращений, что на 6,6% меньше, чем в 2023-м. Жалобы в общей структуре обращений составили всего 1% (или почти 47 тысяч). При этом обоснованными признаны 0,7%. Для сравнения, в 2023 году таких заявлений было чуть больше 42 тысяч или 0,8% от общего числа, из которых 0,5% признаны обоснованными.
Также в документе приведено разъяснение, касающееся требования клиник сообщать страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) при оказании платных медуслуг. Позиция Минздрава зафиксирована в тематическом письме от января 2024 года, о котором говорится в докладе. Так, ведомство считает такое требование избыточным. Кроме того, обозначено в документе, медорганизация не может отказывать потребителю в оказании услуг в связи с отказом предоставить персональные данные. СНИЛС не входит в перечень обязательных документов и может быть предоставлен гражданином по своему усмотрению.
Кроме того, вопросы, связанные с санитарным надзором, составили почти 11% (около 40 тысяч) от общего числа в 600 тысяч обращений в Единый консультационный центр регулятора. Еще 7,6% пришлось на вопросы о платных услугах, включая медицинские, а 3,1% – на эпидемиологический надзор.
В апреле 2025 года президент России Владимир Путин утвердил федеральный закон, закрепляющий в ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей» пункт о недопустимости навязывания услуг, а также запрет на скрытые покупки, в том числе в сфере здравоохранения. Оказание допуслуг за отдельную плату, согласно документу, должно осуществляться только с письменного согласия потребителя.
Ранее, в январе того же года, Госдума приняла в первом чтении законопроект, предлагающий ужесточить санкции за воспрепятствование проведению надзорных мероприятий, в том числе в клиниках. О том, как профильные эксперты охарактеризовали распространенность в отрасли практики уклонения от проверок и оценили возможные последствия принятия документа, – в материале Vademecum.
Кроме того, в Роспотребнадзор поступило 12 тысяч обращений по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания медуслуг. Показатель, согласно отчету, уменьшился на 0,5% по сравнению с 2023-м годом. Доля обращений, поступивших непосредственно от граждан, превысила 76%.Также анализ продемонстрировал, что в ходе организованной регулятором с 18 по 29 ноября «горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей при оказании платных медицинских и физкультурно-оздоровительных услуг, наиболее популярными стали вопросы о несоблюдении условий тематических договоров, стоимости таких услуг. Так, пользователи обращались в Единый консультационный центр Роспотребнадзора по темам изменения сроков предоставления медуслуг, обязанностей и ответственности исполнителя, заказчика и получателя услуги, порядке оплаты, сведениях о лицензии на осуществление меддеятельности и другим вопросам.
Согласно документу, в 2024 году в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и страховые медорганизации поступило почти 4,8 млн обращений, что на 6,6% меньше, чем в 2023-м. Жалобы в общей структуре обращений составили всего 1% (или почти 47 тысяч). При этом обоснованными признаны 0,7%. Для сравнения, в 2023 году таких заявлений было чуть больше 42 тысяч или 0,8% от общего числа, из которых 0,5% признаны обоснованными.
Также в документе приведено разъяснение, касающееся требования клиник сообщать страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) при оказании платных медуслуг. Позиция Минздрава зафиксирована в тематическом письме от января 2024 года, о котором говорится в докладе. Так, ведомство считает такое требование избыточным. Кроме того, обозначено в документе, медорганизация не может отказывать потребителю в оказании услуг в связи с отказом предоставить персональные данные. СНИЛС не входит в перечень обязательных документов и может быть предоставлен гражданином по своему усмотрению.
Кроме того, вопросы, связанные с санитарным надзором, составили почти 11% (около 40 тысяч) от общего числа в 600 тысяч обращений в Единый консультационный центр регулятора. Еще 7,6% пришлось на вопросы о платных услугах, включая медицинские, а 3,1% – на эпидемиологический надзор.
В апреле 2025 года президент России Владимир Путин утвердил федеральный закон, закрепляющий в ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей» пункт о недопустимости навязывания услуг, а также запрет на скрытые покупки, в том числе в сфере здравоохранения. Оказание допуслуг за отдельную плату, согласно документу, должно осуществляться только с письменного согласия потребителя.
Ранее, в январе того же года, Госдума приняла в первом чтении законопроект, предлагающий ужесточить санкции за воспрепятствование проведению надзорных мероприятий, в том числе в клиниках. О том, как профильные эксперты охарактеризовали распространенность в отрасли практики уклонения от проверок и оценили возможные последствия принятия документа, – в материале Vademecum.