По данным СП, значительный рост контрактов, заключенных по несостоявшимся закупкам, произошел в 2019 году, когда Минздрав начал централизованно закупать для субъектов РФ лекарственные препараты. Тогда доля контрактов составляла 77,6%, стоимость заключенных контрактов – 210 млрд рублей. До этого, в 2016 году, доля контрактов составила 31,2%, стоимость – 133,9 млрд рублей, в 2017 году доля составляла 23,3%, стоимость – 153,6 млрд рублей, а в 2018 году – 25,8% и 167,8 млрд рублей соответственно. Наибольший показатель доли таких контрактов отмечается в 2021 году (87,5% со стоимостью 306 млрд рублей). В 2020 году доля составила 86,7%, стоимость – 233,1 млрд рублей, в 2022 году – 85,9% и 347,1 млрд рублей.
На долю самых больших контрактов (более 500 млн рублей) приходится 35,2% от совокупного стоимостного объема. Наибольший показатель доли таких контрактов приходился на 2021 год (87,5%).
Аудиторы отмечают, что если взять во внимание всю сферу госзакупок, то, согласно данным профильной ЕИС, доля извещений, признанных несостоявшимися, начиная с 2017 года по сравнению с 2023 годом увеличилась на 14,2% по количеству извещений и на 17,7% по их объему. По итогам 2023 года порядка 60% закупок от общего объема опубликованных извещений ежегодно признаются несостоявшимися. Согласно общим показателям размещения извещений, в 2017 году их количество составило 1,152 млн, а стоимостный объем – 3,239 трлн рублей, в 2018-м – 1,219 млн и 4,241 трлн рублей, в 2019-м – 1,238 млн и 6,088 трлн рублей, в 2020-м –1,046 млн и 5,692 трлн рублей, в 2021-м – 1,235 млн и 6,142 трлн рублей, в 2022-м – 1,165 млн и 6,810 трлн рублей, в 2023 году – 1,227 млн и 6,481 трлн рублей соответственно.
Закупка признается несостоявшейся в случае отсутствия заявок от потенциальных поставщиков или при наличии лишь одной заявки. В СП считают, что причиной может стать заниженная начальная максимальная цена контракта, картелизация, злоупотребление заказчиков в организации закупочных процедур, размещение крупных контрактов, не разделенных на лоты, отсутствие конкуренции, негативное отношение поставщиков к контрактной системе.
Согласно закону, который президент России Владимир Путин подписал в августе 2023 года, государственные унитарные предприятия субъектов РФ и акционерные общества, 100% долей которых принадлежат региону, имеют право выступать единственным поставщиком при госзакупках лекарств, медизделий, лечебного питания, расходных материалов и средств для дезинфекции. Новелла вступила в силу 1 июля 2024 года. Закупки у единственного поставщика могут осуществляться только по решению правительства. Так, например, АО «Нацимбио» – традиционный единственный поставщик вакцин с 2015–2017 годов. Этот статус правительство продлевало неоднократно: на 2018-2019, 2020-2021, 2022-2023 годы и затем на 2024-2025 годы.
По данным СП, значительный рост контрактов, заключенных по несостоявшимся закупкам, произошел в 2019 году, когда Минздрав начал централизованно закупать для субъектов РФ лекарственные препараты. Тогда доля контрактов составляла 77,6%, стоимость заключенных контрактов – 210 млрд рублей. До этого, в 2016 году, доля контрактов составила 31,2%, стоимость – 133,9 млрд рублей, в 2017 году доля составляла 23,3%, стоимость – 153,6 млрд рублей, а в 2018 году – 25,8% и 167,8 млрд рублей соответственно. Наибольший показатель доли таких контрактов отмечается в 2021 году (87,5% со стоимостью 306 млрд рублей). В 2020 году доля составила 86,7%, стоимость – 233,1 млрд рублей, в 2022 году – 85,9% и 347,1 млрд рублей.
На долю самых больших контрактов (более 500 млн рублей) приходится 35,2% от совокупного стоимостного объема. Наибольший показатель доли таких контрактов приходился на 2021 год (87,5%).
Аудиторы отмечают, что если взять во внимание всю сферу госзакупок, то, согласно данным профильной ЕИС, доля извещений, признанных несостоявшимися, начиная с 2017 года по сравнению с 2023 годом увеличилась на 14,2% по количеству извещений и на 17,7% по их объему. По итогам 2023 года порядка 60% закупок от общего объема опубликованных извещений ежегодно признаются несостоявшимися. Согласно общим показателям размещения извещений, в 2017 году их количество составило 1,152 млн, а стоимостный объем – 3,239 трлн рублей, в 2018-м – 1,219 млн и 4,241 трлн рублей, в 2019-м – 1,238 млн и 6,088 трлн рублей, в 2020-м –1,046 млн и 5,692 трлн рублей, в 2021-м – 1,235 млн и 6,142 трлн рублей, в 2022-м – 1,165 млн и 6,810 трлн рублей, в 2023 году – 1,227 млн и 6,481 трлн рублей соответственно.
Закупка признается несостоявшейся в случае отсутствия заявок от потенциальных поставщиков или при наличии лишь одной заявки. В СП считают, что причиной может стать заниженная начальная максимальная цена контракта, картелизация, злоупотребление заказчиков в организации закупочных процедур, размещение крупных контрактов, не разделенных на лоты, отсутствие конкуренции, негативное отношение поставщиков к контрактной системе.
Согласно закону, который президент России Владимир Путин подписал в августе 2023 года, государственные унитарные предприятия субъектов РФ и акционерные общества, 100% долей которых принадлежат региону, имеют право выступать единственным поставщиком при госзакупках лекарств, медизделий, лечебного питания, расходных материалов и средств для дезинфекции. Новелла вступила в силу 1 июля 2024 года. Закупки у единственного поставщика могут осуществляться только по решению правительства. Так, например, АО «Нацимбио» – традиционный единственный поставщик вакцин с 2015–2017 годов. Этот статус правительство продлевало неоднократно: на 2018-2019, 2020-2021, 2022-2023 годы и затем на 2024-2025 годы.